НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести экспедиции, тонули раздавленные толщей льдов корабли.
Атомоход «Арктика» был первым в истории надводным судном, которому удалось добраться до этого труднодоступного места.

Атомоход «Арктика» (в 1982-1987 годах ледокол назывался «Леонид Брежнев») был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года и 25 апреля 1975 года принят в эксплуатацию.
Длина ледокола составляла 148 м, а ширина 30 м. Он был оснащён двумя ядерными реакторами, каждый мощностью в 171 МВт. Это вовсе не значило, что оба реактора одновременно работали в полном объёме. Как правило, сначала «выжигали» один реактор и только потом брались за второй. А сдваивали двигательную установку в том случае, если возникали какие-либо проблемы с одним из реакторов попробуй вытолкни такую громадину на одних только резервных дизелях.

Через активную зону реактора прокачивалась вода высокой степени очистки первого контура, которая нагревалась до 317 градусов Цельсия, но не превращалась в пар, поскольку находилась под давлением. После этого она поступала в парогенератор, пронизанный трубками, по которым циркулировала вода второго контура, мгновенно превращавшаяся в перегретый пар с температурой 300 градусов и давлением 2,9 Мпа. Вода же первого контура насосами снова подавалась в реактор. Следует заметить, что вода первого контура никогда не попадала в воду второго контура и никакой утечки радиации, соответственно, не происходило.
Из парогенератора перегретый пар поступал на две гигантские турбины производства Кировского завода, каждая из которых, в свою очередь, состояла из трёх турбогенераторов. Мощность каждой турбины составляла 37,5 тыс. лошадиных сил, а в паре они развивали и вовсе чудовищную мощность в 75 тыс. лошадиных сил. После генераторов электричество подавалось на три мощных электродвигателя постоянного тока, непосредственно вращающих гребные винты. Постоянный ток выбран по той причине, что на таких двигателях легче делать реверс часто используемый при ломке прочных ледовых полей.

Однако самым главным оружием «Арктики» в борьбе со льдом должен был служить его собственный корпус. Полукруглые борта не давали ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволял «заползать» на поля сверху, ломая их своим собственным весом.
О том, что ледокол должен вести постоянную войну со льдом, говорила и толщина его борта 100 мм. Это в 2 раза толще лобовой брони легендарного танка Т-34.
Ледокол «Арктика» был рассчитан на движение со скоростью 23 узла (45,5 км/ч) во льдах толщиной 5 м. Но в реальных условиях такой лёд найти почти нереально, поэтому корпус проверялся на такую нагрузку в специальном бассейне.

1 мая 1975 года атомный ледокол «Арктика» прибыл в порт приписки Мурманск, совершив переход из Ленинграда вокруг Скандинавского полуострова.
Судно вышло на ледовые испытания к устью Енисея 7 мая. Енисейская ледовая перемычка, которая обычно вскрывается в конце июня — начале июля, была взломана атомным ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. В 1977 году ледокол принимал участие в зимнем плавании к полуострову Ямал, 28 февраля «Арктика» в составе каравана, в который входили ледокол «Мурманск» и дизель-электроход «Гижига», пошла курсом на полуостров Ямал. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспечил подход дизель-электрохода к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов для газовиков «Комигазпрома».

Историческим событием в истории освоения Арктики и в мировом мореплавании стал научно-практический экспериментальный поход 1977 года «Арктики» к Северному полюсу, задачей которого являлось определение возможностей современных атомных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. В экспедиции принимало участие более 200 человек. Общее руководство операцией велось непосредственно с борта «Арктики» министром морского флота СССР Тимофеем Гуженко. Судном командовал капитан Юрий Кучиев.
11 августа атомный ледокол «Арктика» обогнул с севера архипелаг Новая Земля, прошел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, достиг меридиана 130 и взял курс на Северный полюс.

Воздушную разведку маршрута обеспечивал самолет Ил-14. За несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка осложнилась. «Арктика» творила чудеса, выбираясь из немыслимых нагромождений торосов. И все-таки не раз наступал такой момент, когда атомоход вынужден был останавливаться, пятиться назад, чтобы выбраться из ледовой западни. Позднее министр Тимофей Гуженко признавался, что порой он чувствовал себя, как в камнедробилке, поскольку в тяжелых льдах судно продвигалось ударами: взад-вперед, взад-вперед.
Несмотря на полярный день, плотный туман ограничивал видимость и возможность маневрирования. Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.

Завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, 17 августа 1977 года в 4 часа утра, ледокол «Арктика» достиг вершины планеты. За 7 суток и 8 часов он прошел 2 528 миль.
Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного географического полюса Земли, где был водружен Государственный флаг СССР. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Кстати, сыграли и в футбол. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и надписью: «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°N, 1977 г.».
Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Все участники того легендарного похода были награждены орденами и медалями, четырем участникам было присвоено звание Героев Социалистического Труда, в том числе, капитану атомохода Юрию Сергеевичу Кучиеву.

Ледокол «Арктика» участвовал еще во многих славных экспедициях.
…Лето 1983 г. выдалось аномально тёплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и «мышеловка» захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов. Тогда так и не удалось спасти теплоход «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул.
Звучали предложения оставить суда на зимовку, но Анатолий Ламехов, в то время капитан «Арктики», предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адмирал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо. В это время ледокол находился в доке на ремонте, без валов и винтов, и судоремонтники совершили самый настоящий трудовой подвиг: они работали круглосуточно, но через неделю отправили ледокол в море.
Первыми освободили ледоколы, которые «Арктике» пришлось выкалывать изо льда. К примеру, на окалывание ледокола «Ленинград» ушло полтора суток. Вмерзшим оказался даже атомоход «Ленин». С задачей экипаж «Арктики» справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе, как «Битва во льдах»…

Ледокол «Арктика» прошел во льдах более миллиона морских миль, а в 1999 году целый год провел в море, ни разу не заходя в порт. Но в 2008 году у ледокола закончился срок действия документов морского регистра РФ. Вскоре была остановлена атомная энергетическая установка…
https://ruspeh.ru/events/item/ledool-artia-poori..
https://aftershoc.news/q=node/426958&full

P.S
…В потрепанном временем корабле с трудом узнается та самая «Арктика», ставшая первым надводным покорителем Северного полюса. После 33 лет службы легендарный ледокол готовится к утилизации.
Но и полярники, и моряки, и кораблестроители в один голос говорят, что отправить «Арктику» в утиль — это преступление. За годы службы «Арктика» прошла более миллиона миль. Ни одно судно в мире до сих пор не превзошло это достижение. Это первый ледокол, который больше года провел в автономном плавании. Моряки до сих пор утверждают, что «Арктика» опередила свое время не на годы — на десятилетия.
Ледокол мог бы стать живым экспонатом. Так со своими покорителями Северного полюса поступили в Швеции и США. Да и в России за примером далеко ходить не надо. После 20 лет простоя советский ледокол «Ленин» в качестве музея вновь принял на борт пассажиров…

По сообщениям от 11 декабря 2018 года ледокол «Арктика» отбуксирован из Мурманска в акваторию завода «Нерпа». «Арктика» заняла место на якорной стоянке одного из дальних причалов завода. Работы по выгрузке оборудования АППУ будут проводиться до ноября 2019 года.
А «Росатомфлот» готов передать ледокол «Арктика» Санкт-Петербургу для создания музейного комплекса.
При этом дальнейшая судьба судна пока неизвестна.
По словам председателя полярной комиссии Русского географического общества Виктора Боярского, ранее возглавлявшего Российский государственный музей Арктики и Антарктики, научное сообщество по-прежнему рассчитывает на музеефикацию ледокола…

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 6. ПЕРВЫЙ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *