СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ…
У тебя всегда гарантированно будет работа.
Тебе будет бесплатно выделяться жилье.
Тебе будет обеспечено бесплатное и обязательное медицинское наблюдение.
Ни ты, ни твои дети никогда не будете голодать, потому что продовольствие будет выделяться вам бесплатно.
Тунеядцы будут наказываться.
Твои дети бесплатно будут получать профессиональное образование, соответствующее их способностям.
Рабочий человек будет высоко цениться.
Будет строгая охрана правопорядка.
Многодетность будет всячески поощряться, и все дети будут находиться под надежным присмотром, пока их родители выполняют свои профессиональные обязанности (никаких очередей в ясли и детские сады).
Если ты ответил на эти вопросы «да», то ты прекрасно себя чувствовал бы, будучи рабом, например, на виргинских плантациях…

На определенном этапе развития цивилизации рабовладельческий строй можно было считать прогрессивным. Еще бы, у динозавров не было рабов, потому они и вымерли! Осталось понять, почему с годами вымерли и рабовладельцы.
Мы мыслим о рабстве мозгом цивилизованного человека, живущего в относительно свободной стране XXI столетия, и ничего с этим не поделаешь. Поэтому мы не можем понять, каким образом тысячелетиями немалая часть человечества сидела в рабских колодках и предпринимала чрезвычайно мало усилий к тому, чтобы от этих колодок избавиться. Но основная проблема рабства в том, что оно чрезвычайно долго удовлетворяло буквально всех участников процесса. И дело тут не только в стокгольмском синдроме, но и в том, как было устроено общество.

Самым крупным рабовладельческим обществом древности был Египет. Строго говоря, все его жители формально были рабами фараона. Но, кроме того, имелось еще множество рабов государственных и рабов личных, которые были рабами не формально, а что ни на есть реально. Почему в Египте рабство было так популярно, а в современном ему Китае — не особо (То есть рабы там были, да и жизнь зависимых от местных властителей крестьян была весьма похожа на рабскую, но масштабы и близко не сравнить с египетскими.) Правильный ответ — потому что Нил.

Если в Китае, благословенном оазисе идеального климата и плодородия, человек мог весь год потихоньку обрабатывать свой клочок земли, обеспечивая пропитание своей семье и еще отдавая излишки ремесленникам, торговцам, чиновникам, военным, то в Египте дело обстояло иначе. Там все поля были вытянуты вдоль Нила, там требовалась мощная система ирригации, сельское хозяйство велось периодами и рывками: то все вместе срочно копают тысячи километров водоотводов и каналов и с бешеной скоростью вспахивают землю, а то следующие три месяца на полях делать нечего и можно строить пирамиды. Одиночка-земледелец в Египте был обречен, если не брать кое-каких удачных территорий в дельте. В общем, периодически на земле требовалась работа сразу огромного количества рук. Поэтому так эффективна была система рабства, при которой можно было в любой момент мобилизовать тысячи и тысячи человек на срочные масштабные работы.

Почему рабы не разбегались во все стороны, когда их особо никто не охранял, а вся планета была по большому счету терра инкогнита беги куда хочешь, строй себе там избушку и живи свободно и счастливо Потому что всюду их ждали голод, пустыня и неведомые ужасы, а быть рабом в Египте в целом дело неплохое: гарантированная кормежка, льняные одежды, пиво по праздникам и никакого беспокойства о завтрашнем дне.
И, что самое важное, Египет тогда был центром мировой цивилизации. Здесь кипела жизнь, здесь были празднества и врачи, новости и моды, удобные туалеты и тонкие кушанья… Все это иногда доставалось и рабам. А некоторые рабы достигали немалых высот и жили со всевозможным комфортом: управляющие у частных хозяев, надзиратели за храмовыми рабами или вообще царедворцы и крупные чиновники.
Поменять все это на первобытную жизнь в неведомых краях, страдать попеременно от холода и зноя, от голода, насекомых и болезней и сдохнуть лет в двадцать пять от жизненных тягот Дураков не было.

За редкими исключениями рабство всегда содержало в себе элементы культуртрегерства: люди из отсталых регионов привозились в более развитые области и знакомились с местным мироустройством.
Когда в 70-х годах I века до нашей эры в Риме вспыхнуло восстание Спартака, одно из самых успешных рабских восстаний в мировой истории, именно это обстоятельство и погубило бунтовщиков. Они уже взяли богатейшую добычу, разграбили множество поселений и, по свидетельству Плутарха, сам Спартак спал и видел, как бы с этим золотом бежать в глушь, в Цизальпийскую Галлию, затеряться там и жить свободно и счастливо… Но большинство его соратников вовсе не хотели бежать. Они хотели в Рим! Они хотели обратно, просто на несколько иных ролях быть правителями и даже владеть рабами. Можно и не правителями, а просто свободными людьми, но чтобы были термы, лупанарии, тушенные в меду сони, посещение цирков, ну и деньги на все это. Жить среди бородатых дикарей, которые даже ни одной комедии Плавта не видели Для того ли они покинули пусть опасную, но почетнейшую должность гладиаторов с их любовницами, пирушками и славой Да если бы я знал про Галлию, я бы лучше остался, мне до пенсии осталась пара лет, выкупился бы, сам завел гладиаторскую школу, жил бы в увитом плющом домике недалеко от одного из форумов… Галлия! Они ж там вшей едят сырыми!

Когда наши купцы привозили в Царьград собранный родными выкуп за пленников, угнанных печенегами в Византию, то сплошь и рядом сделка срывалась по причине отказа невольника возвращаться домой. Как-то так получалось, что быть сторожем или садовником на вилле в достойном семействе им нравилось больше, чем голодать и мерзнуть в землянках дома, а новые, заведенные уже здесь семьи вытесняли из памяти оставшихся на родине жен и детей.
Чернокожие — рабы и свободные — в США вовсе не горели желанием возвращаться «домой». Организации, которые носились с прожектами «вернуть черных в Африку», например «Американское колонизационное общество», не находили желающих уехать. Подавляющее число дядей Томов разумно предпочитало свои кукурузные трубки, жареных куриц и, бог с ним, пусть сегрегацию, но в цивилизации — мухам, голоду и людоедам на исторической родине. (Хотя «Американскому колонизационному обществу» и удалось основать одну такую крупную колонию в Либерии.)

Но там, где цивилизационное преимущество было не на стороне рабовладельцев, ситуация кардинально отличалась.
Османская империя, например, в XVXVII веках была крупнейшим рабовладельческим государством мира, но при этом захваченные ее корсарами невольники испанского и итальянского происхождения бежали оттуда домой при первой же возможности, выкупы за них собирали массово, посольства безостановочно работали, стараясь вытребовать своим соотечественникам свободу и обеспечить безопасное возвращение.
И в то же самое время, в эпоху Ивана Грозного, славянские вольноотпущенники слали хану прошения с просьбой ни в коем случае не отправлять их обратно на их любимую родину, а дать право жительства в ханстве. (И их, положа руку на сердце, не трудно понять.)

А. Н. Энгельгардт, ученый-химик, отправленный в 70-е годы XIX века в полудобровольную ссылку в свое родовое именьице под Смоленском, оставил нам фактически дневник, много лет описывающий жизнь русских крестьян вскоре после освобождения. Даже такой прогрессивно мыслящий человек, как Александр Николаевич, вынужден был сообщать иногда парадоксальные наблюдения: при крепостном праве мужики реже голодали и часто жили лучше, чем сейчас. «В крепостное время крестьяне сверх своей земли пользовались еще и господскими землями. Крестьянам во время работ отводились за яровым господские лужки для прокормления лошадей… в случае крайности, помещик давал корму для лошадей или помогал своими лошадьми, особенно при бороньбе и возке». Помещик давал хлеб в голод, лес избу поставить, помещик был заинтересован в здоровье своих рабов и приросте их числа. Когда крестьянин потерял хозяина, он потерял и гарантии. Его жизнь и жизнь его семьи были только в его руках, а руки эти часто оказывались неспособными.

Конечно, в помещичьем хозяйстве обилие земли и работников понижает риски: не уродился овес, зато гречиха вымахала на загляденье; пала корова, так еще сорок телят народилось; ежели ржи в этом году не хватает, то продадим пеньку и оптом десять возов зерна купим по дешевке. А для самостоятельного мелкого хозяина любая неудача фатальна, к тому же в нашем климате неудачи дело традиционное. Страшное обнищание множества крестьян после освобождения вынудило их рвануть в города и на фабрики искать лучшей доли. Многие по программе Столыпина повлеклись покорять Сибирь и сгинули там.

О том, что черные рабы на плантациях жили сытнее, были наряднее одеты и крепче здоровьем, чем белая нью-йоркская беднота, сказано во множестве аболиционистских текстов первой половины XIX века. Кстати, большинство аболиционистов мало волновались о бесправном положении негров. Наоборот, негров на Севере любили и понимали куда меньше, чем на Юге, аболиционисты требовали отменить рабство (и по возможности отправить чернокожих куда-нибудь с глаз долой), чтобы создать рабочие места для белой бедноты. И, главное, чтобы понизить цену на хлопок для северных фабрик, так как потому, что южные плантаторы холят, балуют и раскармливают своих рабов, американские ткани начинают проигрывать более дешевым английским тканям и индийскому хлопку!
Продолжение следует

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБСТВА: ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ В ЦЕПЯХ КАЗАЛАСЬ ТАКОЙ ПРОСТОЙ И ПРИЯТНОЙ. Часть 1 ОТВЕТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ... У тебя всегда

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *