ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было

Начнем с самого начала. После нападения Германии на СССР из Ленинграда стали эвакуироваться люди, в первую очередь женщины и дети. Но наступление немцев было слишком стремительным, а советская оборона была пока слишком слаба, чтобы дать серьезный отпор. Именно поэтому уже 8 сентября 1941 немцы взяли Шлиссельбург, тем самым полностью окружив Ленинград. Начались долгие 871 дней блокады.

Эвакуация не была закончена, и в городе осталось множество гражданского населения. И, как вы уже, наверное, знаете, люди в Ленинграде старались продолжать вести свой обычный образ жизни. Школы не стали исключением, скорее даже наоборот. Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей.

В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов. Всего же в Ленинграде на момент начала блокады было около 400 тысяч детей от младенцев, до школьников и подростков. В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.

«К урокам готовлюсь по-новому, писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщикам». К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки.

С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником. Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
«6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи медалями «За оборону Ленинграда».

Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов всюду действовали детские руки.

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

texttube·ru/sholy-bloadnogo-leningrada/

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

ШКОЛЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Несмотря на все беды, мучения и невзгоды, в Ленинграде продолжали учиться и даже заканчивать школы множество детей. Как это было Начнем с самого начала. После

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *