
Константин Бальмонт в жизни был человек самовлюбленный до упоения, но при этом трогательно нелепый и простодушный. С необыкновенной наивностью рассказывал он о своем посещении Ясной Поляны. По словам Бальмонта, он читал свои стихи, а Толстой качался на качелях и хохотал.
Старик ловко притворился, что ему мои стихи не понравились, с важным видом заключал свой рассказ Бальмонт.
***
Бунин вспоминал, как однажды, будучи уже в эмиграции, в Париже, Бальмонт шел с какой-то дамой позади двух полицейских и громко восклицал, ударяя на слово «ваш»: «Этот ваш хитрый взор, ваш лукавый ум!». Вдруг полицейские набросились на Бальмонта и нещадно его избили. Дело было в том, что на жаргоне парижских воров французское слово «ваш» («vасhе») означает «корова» и употребляется как чрезвычайно оскорбительная кличка полицейских, которые и приняли его на свой счет.
***
К.Д. Бальмонт рассказывал в автобиографии о том, что очень рано начал влюбляться: «Первая страстная мысль о женщине в возрасте пяти лет, первая настоящая влюбленность девяти лет, первая страсть четырнадцати лет».
***
В 1932 году поэта постигла тяжелая душевная болезнь эротомания. Последние годы его жизни были отмечены творческим бесплодием и бедностью.
***
Великий кубинский писатель Алехо Карпентьер-и-Вальмонт по материнской линии состоял в родстве с К. Бальмонтом.
***
В 1906 году Бальмонт написал бездарно-трескучую революционную агитку:
Наш царь Мукден, наш царь Цусима,
Наш царь кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно.
Наш царь убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит встав на эшафот.
В 1913 году царь-висельник даровал амнистию политическим преступникам, которая позволила Бальмонту вернуться в страну тюрем и кнутов.
***
В 1927 г., в Варшаве был застрелен один из участников убийства императорской семьи Войков. Правосудие совершил молодой белогвардеец Борис Софронович Коверда. Бальмонт откликнулся на это событие строками:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
И да запомнят все, в ком есть
Любовь к родимой, честь во взгляде,
Отмстили попранную честь
Борцы Коверда и Конради.
(Леонид Канегиссер убийца начальника Петроградской ЧК Урицкого; Морис Морисович Конради участник Первой мировой и Гражданских войн, адъютант прославленного полковника Туркула, застрелил в 1923 году советского дипломата Воровского. Он сдался полиции со словами: «Я сделал доброе дело русские большевики погубили всю Европу Это пойдет на пользу всему миру»)
***
Россия была именно влюблена в Бальмонта. Все от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилевской губернии знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки
Н. Тэфффи. Бальмонт. Воспоминания о серебряном веке. 1955
***
Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: Поэт Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было еще что-то кроме поэта в них В Бальмонте, кроме поэта в нем, нет ничего На Бальмонте в каждом его жесте, шаге, слове клеймо печать звезда поэта.
М.И. Цветаева
***
Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
***
только мимолетности я влагаю в стих.
К. Бальмонт
© sегдеуtsvеtкоv·livеjоигпаl·сот