ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» — жанру, получившему распространение в XVIII веке и призванному удивлять зрителя эффектом иллюзорной живописи, имитирующей объемное изображение. Однако обращение к такому специфическому историческому образцу было для художника поводом для разговора о многослойности культуры, о величии «запасников» мирового искусства. Свои картины, на которых всегда изображались только вещи ушедших эпох, художник определял, как «исторический натюрморт». В отличии от обычного натюрморта, в этом составлялись предметы, которые могли принадлежать к различным сферам жизни. Из них и получались композиции, отражающие дыхание времени, призванные создать оптическую иллюзию, заставить зрителя принять изображение за натуру.

Он не был художником по образованию, но когда его работы появились на выставках в конце 1970-х годов, они сразу же обрели поклонников и коллекционеров. Художник изображал предметы в натуральную величину, чтобы достигнуть иллюзию обманки. Жанр обманки эпатажный ход, замешанный на уровне мастерства художника. Точность изображения фотографическая. Долго всматриваясь, начинаешь понимать, что художник, запечатлевая потёртости, открывает перед зрителем значение, историю этих предметов, культуру бытия и восприятия, даёт вещам вторую и бесконечную жизнь, потому что многие из них люди уже не увидят. Трепетное запечатление потёртых корешков книг, потрескавшихся кувшинов, ворсящихся ковров даёт возможность увидеть предмет в том состоянии, в котором он попал к художнику. На одну такую работу у Николая Смирнова уходило около 2 лет ежедневной работы.

Всего за 29 лет творческой работы было написано 68 картин, значительная часть из которых находится в частных зарубежных собраниях. Николай Смирнов говорил: «Я хочу, чтобы заговорили предметы. Я вижу в своих полотнах исторический театр вещей». Его натюрморты возвращают нас к тем временам, когда живопись была призвана интриговать, удивлять, и ее, говоря высоким слогом, было возможно принять за одну из сестер волшебства.

Николай Николаевич Смирнов родился в Москве в 1938 г. в дворянской семье потомков рода Олениных. Жили в коммуналке, в одной из комнат которой собрались все семейные реликвии, ценные предметы музейного значения. Так, маленький Николай спал в голландском шкафу XVII века, а стену над ним украшал портрет Ореста Кипренского.

Мастерству живописца он нигде не учился. Даже не был принят в Художественное училище, потому что не смог выполнить задание вступительного экзамена изобразить пионерское лето сын «врага народа» был лишён простых радостей советского детства.

Николай реализовал себя сначала как искусстовед, а уже потом как художник. Окончил факультет истории искусств МГУ. Работал в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Писал книги, статьи, вступительные тексты для художественных альбомов о художниках: Ван Гоге, Ренуаре, Гогене, Брейгеле, Боттичелли, Пьеро де ла Франческе, Гольбейне, Филиппино Липпи, Луке Синьорелли, Джорджоне, Ф.П. Толстом и В.Э. Борисове — Мусатове. Публиковался в изданиях «Искусство», «Отчизна», «Мир книг», «Круг чтения», «Семья и школа».

Художественная карьера Николая Смирнова начинается с выставки картин в стиле обманки XVIII века. Тогда художник решил поспорить со своими друзьями, что напишет не хуже. И в 1971 году появилась, действительно, ничем не уступающая работа картина «Цветы и карты». Н.Н.Смирнов период расцвета своего творчества провел в Боливии. В 2005 году мастера не стало. Он ушел, оставив богатое наследие в разных городах мира : в Москве, Париже, Загребе, Хельсинки, Женеве, Нью-Йорке, Дюссельдорфе, Берлине, Боготе, в Ла-Пасе. В последние годы в Москве и Питере состоялось две выставки творческого наследия живописца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАТЮРМОРТЫ НИКОЛАЯ СМИРНОВА Натюрморты искусствоведа Николая Смирнова (1938-2005) восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в XVIII веке и

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *