ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням.

Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в кок-бору, афганцы и таджики в бузкаши,мы все это называем козлодранием. Названия разные, игра одна. По всей Центральной Азии, от Каспия до Западного Китая, ни один национальный праздник не обходился, да и не обходится сейчас, без этой игры. Слово «бузкаши» происходит от двух других: буз «коза» и кашидан «тянуть», «тащить», то есть буквально «козлодрание». Игра напоминает поло, только вместо мяча используется обезглавленная козлиная туша. Правила просты: всадник должен схватить тушу и, удерживая ее как можно дольше, пройти через «ворота».

Считается, что игра была перенята в древности от монголов,когда те в своих завоеваниях разнесли ее по всей Азии.Существует даже легенда,что ее придумал сам Чингисхан. Хотя по основной версии в эту игру устраивали со времен зороастризма в эпоху 3 праздников: мехрган, саъда и навруз, чему свидетельствуют надписи книги древа в городе Исфахан.

Первоначально, борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодёжь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день. Бузкаши в современности игра командная, роли всех участников строго распределены. Есть свои нападающие, защитники, капитаны команд, разводящие.

В классическом варианте игра не предусматривает двух команд и двух ворот, играют все против всех. В былые времена участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью, однако сегодня на официальных соревнованиях правила ограничивают возможности игроков, и за их неисполнение полагаются штрафные очки, вплоть до дисквалификации и удаления .

Соревнования удовольствие не из дешевых: от полутора тысяч долларов за годовалого жеребенка до 70 тысяч за опытного титулованного коня. Добавьте к этому уход за животным, который обойдется минимум в три тысячи долларов в год,речь идет о конях,которых специально готовят к ним. В поисках животных с оптимальным для козлодрания сочетанием качеств местные коневоды скрещивают арабских скакунов, английских чистокровных или российских жеребцов с местными кобылами. «В первом поколении получается гибрид, в котором бурно проявляется гетерозис, превосходство лучших из родительских форм по общей жизнеспособности, энергии роста, размерам тела, выносливости, Второе поколение смешивают только с чистой породой. Полукровок между собой не скрещивают». Отдается предпочтение так называемым таджикским лошадям это помесь локайской (50%), английской и арабской (по 25%) пород. Высота в холке таджикской лошади 160 сантиметров: если животное выше, то всаднику трудно дотянуться до козлиной туши, распростертой на земле.В Афганистане чаще всего для бузкаши используют лошадей двух пород каттаганской и бадахшанской. Афганские коневоды говорят: «Наши лошади произошли от знаменитого Ракша, любимого коня легендарного героя Рустама, о котором писал великий Фирдоуси».

Отобранных для игры лошадей, выезжают, выкармливают и регулярно тренируют. Значительными нагрузками, тщательной выездкой и строгим рационом фуража вырабатывается основное качество, предъявляемое лошади участвующей в бузкаши выносливость. Причем животное выезжает и ухаживает за ним сам игрок в бузкаши. Лошадь должна понимать его с полуслова, знать каждую интонацию голоса наездника и чувствовать моменты игры. Перед ней, в случае необходимости с животного сгоняют лишний вес, часами гоняя его по кругу. Хороший конь знает с какой стороны подобраться к туше, чтобы всаднику её было удобнее подхватить, умеет оттеснить соперника плечом, боком, укусить за холку, прорваться через окружение, в случае победы красиво погарцевать перед зрителями и даже раскланяться. По правилам бузкаши, в игре участвуют только жеребцы и кони. Бузкаши жёсткая спортивная игра, она требует немалой силы и сноровки от спортсменов, потому средний возраст участников официальных соревнований составляет около 20 лет.

Бывавший в Афганистане французский писатель и путешественник Жозеф Кессель писал: «Лошади для бузкаши должны сочетать в себе несочетаемые качества: взрывной темперамент и умение выжидать, легкость, быстроту и выносливость вьючного животного, быть агрессивными как лев и послушными как дрессированная собака. Как иначе могли они мгновенно, повинуясь малейшему нажиму коленей, тяге поводьев, переходить от открытого нападения к хитрому уклонению от атак, то скакать прочь как преследуемый охотниками зверь, то тут же гнаться за другими, мчаться с безумной скоростью и тут же останавливаться на месте». Что касается игроков, то игра требует от них отваги, умения, силы, ловкости и искусства верховой езды.

В козлодрании используется только козлиная туша, так как шкура козла обладает большой прочностью, и выдерживает напряжение, когда её тянут участники игры в разные стороны. На официальных соревнованиях туша козла весит от двадцати пяти до тридцати пяти килограммов, но традиционно выбирали тушу большего веса около шестидесяти килограммов.В современных вариантах может использоваться муляж. Всадники борются за тушу козла необходимо не только завладеть ею, но и удерживать её как можно дольше, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговорённого участка, дальше которого противники не имеют право бороться за неё. Сегодня за действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из нескольких опытных всадников.

По некоторым местным поверьям, мясо козла, служившего главным объектом игры, обладает целебными свойствами, помогает от бесплодия. Считается, что среди тысяч рук, притронувшихся к туше, могла быть рука святого человека, что и наделяет её магическим качествами.

Существуют несколько вариантов состязания командный с разным количеством игроков,в классическом варианте игра не предусматривает двух команд и двух ворот, играют все против всех.

Правила бузкаши со временем видоизменились и стали менее жестокими. Участникам соревнования разрешается поднимать тушу козла, с любого места внутри поля, отбирать его у соперника. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут. Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать тушу к седлу, ставить свою лошадь поперёк скачущему, кричать или вступать в разговоры.

В Афганистане используют тушу бычка. Непременно бычка, т.к. по афганскому поверью, использование туши телки приводит к падению игрока или лошади. Тушу для бузкаши называют улак. По словам афганцев, кожа бычка более крепкая и, не имея длинной шерсти, затрудняет возможность ухватиться. Не мало важно и то, что она не рвется под ударами лошадиных копыт. В отличие от туши бычка, баранья или козья может легко быть разорвана игроками. С забитого животного шкуру снимают «чулком», и для того, чтобы «снаряд» стал поувесистей, ее плотно набивают мокрым песком, а надрез зашивают прочной нитью изготовленной из шкуры. У других народов, из туши извлекается только брюшина, и если после этого улак оказывался легким, заполняют его солью, кукурузой или ячменем, доводя его вес до 60-70 кг. Примечательно, в Афганистане существует несколько вариантов игры в бузкаши, традиционная, в которую играют десятки поколений людей, и более упорядоченная, по правилам, разработанными здешними чиновниками в 1953 году, которые хотели сделать из нее национальный вид спорта.

У каждого народа есть свои отличия игры. К примеру, у узбекских кипчаков, игра начинается с «кокма» вбрасывания, когда туша козла в буквальном смысле вбрасывается в толпу всадников, и каждый норовит вырвать ее друг у друга. Победителем считается тот, кто, отразив нападения, выходит из окружения. Успех в этом варианте игры напрямую зависит от коллективных действий, от того, насколько плотно его опекают партнеры по команде. Другой, здесь каждый играет сам за себя, называется «пойга» преследование. Победителем считался тот, кто с тушей смог вырваться из толпы и, оторвавшись от преследования, доставить ее на определенное место, обычно находящееся в 2-3 километрах от места игры. Ставропольские туркмены практикуют древний вариант игры, который называется «баргы гоч алдру», при котором используется живой взрослый баран. Ему связывают ноги и кладут в яму глубиной полметра. Всадники подхватывают его рукой или палкой и доставляют к «финишу». Баран остается наградой победителю. В прошлом, у некоторых народов, к примеру, у казахов и кыргызов вместо козла или барана использовали «кокбору» серого волка. У туркмен племени сарык, тушу кладут в километре от зрителей. Участники игры, стартуя с определенного места, должны подхватить и доставить ее обратно.

В Афганистане эта игра столь популярна, что Олимпийский комитет этой страны всерьез рассматривает возможность принятия этого вида спорта на международной арене.

До недавнего времени чётко установленных правил не было. По сегодняшним правилам кок-бору,бузкаши, в одной команде участвует 10 всадников, но на поле играют только четыре джигита от каждой команды. Участники имеют право меняться и даже менять своих коней. Игра состоит из двух таймов по двадцать минут каждый. Игра проходит на поле длиной около 200 метров и шириной около 80 метров. По бокам поля располагаются ворота диаметром около трёх с половиной метров и высотой в полтора метра. Перед командой стоит задача овладеть тушей козла и забросить её в ворота противника.Но продолжает практиковаться и древний вид состязания,без ограничений пространства.

Соревнования по кок-бору проходили и в советские годы, но они не имели статуса официальных чемпионатов. В 1998 году создана Международная федерации кёк-бёрю (штаб-квартира в Бишкеке). В Казахстане первый официальный чемпионат по кокпару прошёл в 2001 году.

В некоторых странах Средней Азии на соревнования по кок-бору тратятся большие деньги. Так, в Киргизии многие конные виды спорта дотируются из государственного бюджета и, по некоторым данным, только на кок-бору выделяется больше миллиона долларов. Кроме этого кёк-бёрю как и некоторые другие этнические виды спорта включён в программу Всемирных игр кочевников.

Бузкаши учат в спортивных школах ряда стран Средней Азии, где проводятся специальные соревнования по этому виду спорта.
По материалам интернета

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

ОТВЕТИТЬ ЗА КОЗЛА В этой древней игре, которая больше похожа на ожесточенный бой, нет места ни слабым мужчинам, ни слабым коням. Киргизы соревнуются в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *