САВОНАРОЛА И «КОСТЁР ТЩЕСЛАВИЯ

САВОНАРОЛА И КОСТЁР ТЩЕСЛАВИЯ 7 февраля 1497 года на центральной площади Флоренции сторонники итальянского монаха-радикала Джироламо Савонаролы сожгли тысячи предметов роскоши, музыкальных

7 февраля 1497 года на центральной площади Флоренции сторонники итальянского монаха-радикала Джироламо Савонаролы сожгли тысячи предметов роскоши, музыкальных инструментов, картин и светских книг; акция вошла в историю под названием «Костер тщеславия»…

Родившемуся в семье врача Джироламо Савонароле было уготовано поприще целителя людских болезней, однако Ренессанс, воспринятый консерваторами как падение нравственности в итальянском обществе, настолько возмутил его сердце, что Джироламо принял решение лечить человеческие души.
В 23 года он вступил в орден монахов-доминиканцев, где предавался аскезе, параллельно сочиняя труд «О падении церкви». Проповедовать Савонарола начал в 1482 году, сразу же покорив итальянцев своим красноречием. Глава Флорентийской республики Лоренцо Медичи пригласил его во Флоренцию.
Монаху предстояла трудная задача превратить город роскоши, науки и праздности в град Божий.

Яростные обличения представителей церкви и зловещие предсказания сделали Савонаролу пророком в глазах флорентинцев. Когда к нему пришло видение о подвешенном карающем мече божественной справедливости, его авторитет стал неоспорим.
После изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи в 1494 году Савонарола фактически стал правителем Флорентийской республики.
Королем Флоренции был провозглашен Иисус Христос, а пришедший к успеху монах был объявлен его ставленником.
Град Божий принял республиканскую конституцию и множество законов, которые запрещали азартные игры, убийства и супружескую измену. Свободный от плотского греха Савонарола изгнал из города проституток, постановил сжигать содомитов и призывал женщин прекратить кокетство и украшение себя. Фанатичный правитель объявил, что гуляющая по Италии эпидемия сифилиса это наказание ее народу за грехи и вероотступничество. Гонению подверглись ростовщики, ученые, а также люди с большим весом из-за греха чревоугодничества.

Для контроля за соблюдением десяти заповедей активно использовался шпионаж: дети заглядывали в окна домов, высматривая, не едят ли там выпечку, не имею ли предметов роскоши причины социального расслоения и зависти, подлежащей уничтожению на очистительных кострах. По улицам ходили отряды фанатиков, называющих себя священной полицией.

Направленный на избавление от так называемых «возбудителей греха» и призванный уничтожить тщеславие богачей в пламени ненависти бедняков и аскетов ритуал в 1497 году проводился в Жирный вторник, последний день перед Великим постом.
Он показал всю силу, которой Савонарола достиг к тому моменту как агитатор.
Почти полторы тысячи детей ходили из дома в дом, требуя выдачи всех имевшихся в них излишеств. Шелковая одежда, музыкальные инструменты, ковры, духи, зеркала, игральные карты, тома «Декамерона» Джованни Боккаччо и других неправедных книг, пирожные и картины с частично обнаженными фигурами все было сложено в одну огромную кучу и подожжено. Девушки с оливковыми венками на головах танцевали вокруг костра в духовном экстазе, призывая горожан бросать в него свои драгоценности, парики, нарядную одежду, расчески и даже искусственные зубы.

По преданию, флорентийский живописец Сандро Боттичелли лично сжег несколько своих полотен на мифологические темы. Писатель XVI века, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари отмечал, что Ботичелли был настолько рьяным приверженцем Савонаролы, что пожертвовал своими картинам, несмотря на то, что после этого ему было не на что жить.

В марте сторонники Пьеро ди Лоренцо Медичи устроили во Флоренции беспорядки.
Общество оказалось расколото на приверженцев Савонаролы «плакс», и его недоброжелателей «беснующихся». В мае папа римский Александр VI отлучил религиозного диктатора от церкви. Но городские власти ему благоволили, поэтому монах продолжал проповедовать, несмотря на запрет. В марте 1498 он написал «Письмо к государям», в котором требовал низложения папы.

Савонаролу могла погубить политика, но вместо этого подвела фанатичность «плакс».
«Беснующиеся» убедили одного из сторонников диктатора, что его истинность его учения необходимо испытать огнем. 7 апреля толпы народа собрались на площади Синьории, однако монах-францисканец, который должен был вместе с Савонаролой пройти через костры, не явился. Людской гнев обрушился на некогда популярного диктатора, которого обвинили в трусости, схватили вместе с ближайшими сторонниками и подвергли жестоким пыткам.
В мае после вынесения смертного приговора Савонарола был повешен, а его тело сожжено.
Ольга Кузьменко

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *