ВЕРОНСКИЙ МРАМОР — ЛЮМАКЕЛЛА

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен.
Среди них — необычайно декоративные сорта камня под названием люмакелла. Он характеризуется включением большого количества окаменелостей в виде раковин моллюсков (люмака — значит улитка) и других морских отложений (водорослей, рыб, кораллов и т.д.). Включения сцементированы кальцитом, доломитом или реже кремнеземом и всегда вызывают удивление всех, кто их видел. В древности этот камень был свидетельством превращения моря в земную твердь и наоборот.

Античные ученые философы Эмпедокл и Сенофан, отец истории Геродот, географ и историк Страбон, писатель и географ Паузания уже знали такой камень. Светоний рассказывал, что император Август имел коллекцию окаменелостей у себя во Дворце. Разные естественные узоры камня получили названия и символический смысл (павлиний глаз всевидящее око, хвост животного бессмертие души). Из них делали колонны (редко), статуи, мозаичные полы и использовали для облицовки стен.
В средневековье верили, что камень люмакелла получился из животных, которых Ной привез на Ковчеге на гору Арарат во время Всемирного Потопа. Веронский врач и ученый Джироламо Фракасторо первый дал правильное объяснение веронским окаменелостям в камнях люмакелла в 1517 году.

В конце XVI века монах-домениканец Агостино дель Риччио (1541 1598) написал труд «Остров камней».
Интерес к необычному камню люмакелла подтверждают многочисленные шлифованные пластины, описанные в каталогах коллекционеров камней, и крышки столиков из люмакеллы, которые стали модными в Риме, Флоренции и Неаполе с XVII века. В Вероне были знамениты две плиты для столов из люмакеллы, сделанные по заказу веронского архитектора Алессандро Помпей. Они были в его Дворце Помпей алла Виттория (теперь здесь Музей натуральной истории). Плиты были собраны из пластин люмакеллы из разных мест под Вероной, с указанием места добычи в каталоге Помпея. Каталог остался в Библиотеке, а вот сами плиты исчезли, судьба их неизвестна. Есть надежда, что такая необычная природная красота не была уничтожена и до сих пор хранится в каком-нибудь знатном Дворце в Италии.
Найти их мечта каждого исследователя и любителя камней.

До Эпохи Возрождения веронская люмакелла не использовалась. Ее залежи, видимо, не были известны римлянам и в средневековье. Все изучения веронских зданий и сооружений, римских надгробий и саркофагов подтверждают это.
Открытие веронской люмакеллы в горах Лессинии произошло к середине XV века, документальные подтверждения работы с этим камнем есть в 1488 году. Сначала камень использовали только в Вероне, но почти сразу его стали применять и в Венеции, так как там закончились римские античные обработанные камни, которые можно было вновь использовать, а поставки с востока прекратились из-за конфликтов с турками. В Венеции начинают использовать серый мрамор из Ровере (любимый архитекторами и скульпторами Мауро Кодусси и Ломбардо) и люмакеллу.
А вскоре веронскую люмакеллу стали использовать на всех территориях Венецианской Республики от Тренто до Триеста, от Равенны до Пульи, в Далматии и на островах.

Камень люмакелла не только красив и удивительно эффектен. Он удобен в работе, из него делали не только архитектурные элементы колонны, пилястры, лезены и плиты, но и скульптуры, купели, ступени лестниц, чаши и ванны.
В период Возрождения широко использовали три разновидности люмакеллы люмакелла из Сан Витале, глаз куропатки и астракане из Вероны.

Сан Витале это деревня, рядом с Ровере, где впервые была обнаружена эта разновидность камня. Это самый известный и распространенный из всех веронских сортов люмакеллы.
Разнообразие цвета на темном фоне (часто черном или сером) создано древними морскими ракушками белого цвета Литиотис проблематика: в их названии обозначена проблема невозможности определить вид этих моллюсков. Известно только то, что они жили в спокойных лагунах на отмелях миллионы лет назад.
Более редко встречается разновидность люмакеллы Сан Витале на желтоватом фоне, еще реже на красноватом. Редкая и ценная разновидность — серый оникс Сан Витале, где основа серо-розовый, серо-коричневый или серо-фиолетовый.
В Вероне часто применяли этот камень. Сначала на зданиях на улице, но оказалось, что он быстро портится светлые вкрапления-ракушки крошатся от влажного воздуха. Поэтому чаще всего в Вероне и провинции люмакеллу из Сан Витале можно встретить внутри церквей.
А вот в самой деревне Сан Витале, где люмакеллу издавна добывали, этого камня в изделиях почти нет — ведь он недешевый и выгоднее было его продавать, чем использовать самим. Только четыре маленькие колонны на алтарях в приходской церкви Сан Витале сделаны из своего мрамора.
Из Лессинии камень люмакелла Сан Витале начали вывозить по реке Адидже в конце XV века. В XVII веке его известность достигла кульминации.

В Ровере Веронезе в монументальной приходской церкви люмакелла из Сан Витале использована на всех алтарях из нее сделаны колонны и декоративные панели на алтарях.
В Виченце в церкви Санта Корона в Капелле Мадонна дель Розарио из черной люмакеллы Сан Витале сделаны огромные колонны высотой более 4 метров, ступени, ведущие на алтарь, декоративные плиты на фасаде и на основаниях статуй. Также этим камнем облицованы все стены капеллы, из него же сделаны парасты и пара небольших колонн в глубине алтаря. Черный блестящий мрамор с нерегулярными светлыми вкраплениями очень декоративен и создает торжественную атмосферу Капеллы Мадонны.

В Венеции впервые появился веронский камень люмакелла из Сан Витале в колоннах на окне Дворца Моро Лин со стороны Рио Сан Поло в самом начале XVI века. Колонны выцвели, потеряли свой первоначальный цвет из-за дождей. Подтверждение тому — и баллюстрада на Лоджии Колокольни Сан Марко. Её сделали из люмакеллы Сан Витале в 1902 году, когда восстанавливали Колокольню, и спустя столетие на улице камень уже потерял первоначальный вид.
В Венеции в Базилике Святых Иоанна и Павла стоят 4 огромные колонны высотой 5 метров, полметра в диаметре основания. Там же на алтаре Божьего Имени есть колонны из люмакеллы поменьше 3,5 м высотой.
Часто из этого камня делали красивые плиты, которые называли «зеркалами» и украшали ими основания алтарей и пьедесталы. Плиты из люмакеллы Сан Витале украшают стены Главной аудитории Атенео Венето в Венеции Ассоциации, объединяющей передовых представителей науки, искусства и культуры. На фоне серой люмакеллы Сан Витале выделяются инкрустированные панели из более редкого и ценного красного сорта.

Часто использовали веронский камень люмакелла и для надгробных плит и памятников в церквях. Церковь Сан Франческо алла Винья захоронение Дожа Андреа Гритти, церковь Св. Иоанна и Павла красная люмакелла на полу перед захоронением Алвиза Тревизан. Камни люмакеллы Сан Витале есть во многих церквях на стенах и на полах. Прекрасные панели на стенах Базилики Сан Марко у главного входа внутри и полы центрального нефа сделаны из веронского камня (с 1529 года Якопо Сансовино реконструировал полы). Капелла Дворца Гримани, полы в церкви Сан Джорджио Маджоре, балюстрада верхнего яруса Золотой лестницы Дворца Дожей (люмакелла чередуется с другим веронским мрамором маккья веккья) и украшения на других лестницах Дворца.
Самое недавнее применение веронской люмакеллы в Венеции украшения Палаццо Стерн на Канале Гранде. Дворец был возведен в неороманском стиле в 1910-12 годах, на его лестницах колонны из желтой люмакеллы Сан Витале.
В других районах Италии тоже можно найти веронский камень люмакелла Сан Витале. В Турине в церкви Святого Лоренцо, в Кафедральном Соборе Равенны, купель для святой воды в церкви Иоанна Крестителя в Равенне, в церкви Сан Пьетро делла валле в Фано (провинция Марке).

Залежи люмакеллы Сан Витале обычно небольшие. Горизонтальные слои редко достигают двух метров в высоту, поэтому не так часто могли извлечь большие блоки, чтобы получилась колонна 5-6 метров. Иногда под уже разработанным слоем снова находили еще слои, залегающие глубже. Датировать каменоломни практически невозможно. Редкие находки керамики и сопутствующих утерянных предметов или сколы от орудий труда на камне помогают в этом. Все обнаруженные древние каменоломни по добычи люмакеллы в районе Сан Витале и Ровере расположены в долине, где ручьи врезались в камни и открывали слои на берегах. Так узнавали о залежах, глубине слоя и качестве камня. Последние каменоломни по добычи люмакеллы заброшены лет 30 назад.

До сих пор видна каменоломня, где залегает слой большой толщины в деревне Пьянетте. Видимая высота окаменелостей на сером фоне — два метра. Толщина камня 8-10 метров, длина горизонтальной залежи 12 метров. Здесь до начала 90-х годов прошлого века добывали люмакеллу Сан Витале прекрасного желтоватого цвета на сером фоне, иногда с краснотой или зеленоватым оттенком. Иногда целые блоки люмакеллы оставлены в каменоломнях, самый большой треугольной формы 3м на 1,80 м на 1.10 м остался около Ровере. Блоки люмакеллы всегда вырезали горизонтально, как они залегают, чтобы при обработке и шлифовке вертикально были виидны окаменелости моллюсков.

Название следующего вида люмакеллы — «глаз куропатки» — произошло от рисунка на камне, «созданного» Terebratule древними маленькими ракушками (размером до сантиметра). Круглая форма и темно-серый цвет похожи на глазки куропаток. Темные ракушки моллюсков соединены бежево-коричневатым кальцитом, который создает красивый декоративный эффект. Камень прекрасно переносит сжатие, его легко обрабатывать, он хорошо шлифуется. Добывать люмакеллу «глаза куропатки» начали одновременно с залежами люмакеллы Сан Витале, иногда они встречаются вместе в одной каменоломне.
Каменоломней с добычей люмакеллы «глаза куропатки» совсем мало, ведь пласт залегания всего около метра, и найти их было нелегко. Три известных места находятся в Долине Валь Пернизе (Долина Куропаток) в коммуне Луго ди Вальпантена. Из-за совсем небольшой толщины горизонтальных слоев (от нескольких дециметров до метра) исключительно редкими являются колонны из этого камня. Даже блоки из него не получались, поэтому чаще всего это декоративные плиты, тонди и камни для плиток пола.
Редкая статуя, сделанная из этой люмакеллы знаменитый горбун в церкви Святой Анастасии, поддерживающий купель для святой воды.

В 1508 году веронский «глаз куропатки» появился в Венеции. Это две колонны высотой 2,5 метра и диаметром 25 см для главного алтаря церкви Сан Джованни Гризостомо.
В Венеции много плиточек разной формы из этого камня на каменных картинах инкрустациях. Геометрические узоры и цветочные мотивы выложены на полах Базилики Святых Иоанна и Павла (Зимняя Часовня), в церкви Сан Джорджио Мадджоре и в Большом Зале Школы Св.Роха. На панели табернакля главного алтаря церкви Санта Мария дель Джильо рисунок перьев у птиц выложен из люмакеллы «глаза куропатки».
Во Дворце Стерн колонны начала ХХ века высотой 3 метра, диаметр 25 см последнее использование веронского камня этого сорта.
За пределами Венето он встречается в каменных узорах и гербах в Домских Соборах Монцы и Равенны.

Название «Люмакелла Астракане» произошло из-за завитков, созданных двустворчатыми ракушками Terebratula rotzoana , которые напоминали мех каракуля (название Пеличчиа ди Астракан). Римляне знали такой камень в 1 веке, его привозили из Африки из Туниса, и маленькие пластины использовали для создания каменных мозаик (типа флорентийской). Античный камень найден двух цветов золотистый и красный (более редкий и ценный). В Эрколануме на узорном полу Дома с оленями есть Астракане желтого цвета, в Национальном Музее (Термы Диоклециана) находится погребальная урна в виде ящичка для захоронения медика императора Германика (урна Тиберио Клаудио Малитоне).

Астракане веронезе это люмакелла с белыми или серыми окаменелостями моллюсков с двумя раскрытыми створками, которые достигают размера в несколько сантиметров. Фон камня желтовато-коричневатый, иногда красноватый, компактный и плотный. Также есть черный веронский Астракане с белыми разводами ( в 19 веке его называли «глаз белого павлина»).
Впервые добыча такого камня в Вероне упоминается в 1587 году в книге Агостино дель Риччи. Залежи его также небольших размеров, поэтому невозможна добыча блоков. Из него делали баллюстрады, купели, рамы и тонкие плиты для украшения алтарей «зеркала».
В Риме главный алтарь церкви Святого Андрея делла Валле был украшен веронским Астракане, и его прозвали в 19 веке «люмакелла Сант Андреа». С таким названием веронский камень входил во все коллекции камней в те времена.

Черный цвет Астракане чаще встречается в веронских каменоломнях. Прекрасные примеры его использования есть в приходской церкви Ровере Веронезе (фронтальная плита алтаря), в Церкви Кастион в Роверетто (баллюстрада и декоративные плиты), на пьедестале алтаря церкви Сан Мартино в Кьоддже (плиты на полу чередуются с красным веронским мрамором Броккато).
Классическая разновидность бежевого веронского Астракане распространена в горах Лессинии и на берегах озера Гарды. Как уже говорилось, залежи неширокие от десятка сантиметров до метра слой камня. Часто они встречаются вместе с люмакеллой Сан Витале. Античные каменоломни были в районах Торри дель Бенако и Сан Дзено ин Монтанья, но их уже невозможно распознать.

Научное изучение окаменелостей началось в конце XVIII века, когда были заложены основы геологии и палеонтологии. Тогда «камни с фигурами» стали назвать окаменелостями. Большой вклад в изучение геологических залежей и слоев отложений внесли англичанин Вильям Смит и веронец Джованни Ардуино (1714 1795). Их труды стали основой современной геологии.
http://www.veronavisita.it/p=14083

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

ВЕРОНСКИЙ МРАМОР - ЛЮМАКЕЛЛА Провинция Вероны самая богатая камнем среди северных провинций. Камень декоративный и строительный знали и добывали в Вероне с давних времен. Среди них - необычайно

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *