РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1

 

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров, лежащую на холме Пинчо над Вечным городом. Более полумиллиона посетителей ежегодно поднимаются по широкому пандусу casino (ит. домик), чтобы погрузиться в чарующий мир искусства в мраморных залах со статуями и античными бюстами. Здесь изваяния Джанлоренцо Бернини и Антонио Кановы соседствуют с творениями Караваджо, а затем зрителя увлекает череда шедевров от Рафаэля и Корреджо до Рубенса и Тициана. Официальной датой рождения музея принято считать 1902 год, когда крупная частная коллекция семьи Боргезе перешла во владение Итальянского государства и открылась для широкой публики. Однако ядро коллекции сформировалось в первой половине XVII века, когда Италию охватила страсть собирательства.

Коллекционирование в формах частных кунсткамер в XVII веке стало для богатейших вельмож Европы распространенной практикой. Среди особо влиятельных меценатов в Италии были великие герцоги Тосканские Козимо I, Франческо I и Фердинандо I, во Флоренции развивавшие собрание Галереи Уффици, Федерико Борромео в Милане, римские кардиналы Лудовико Лудовизи и Маффео Барберини (будущий папа Урбан VIII). У маркиза Винченцо Джустиниани в его римском дворце была собрана огромная по тем временам коллекция картин (около трехсот), среди которых тринадцать полотен Караваджо.

В кругах европейской и римской аристократии обладание собственной коллекцией произведений искусства не только демонстрировало художественный вкус и финансовые возможности, но и декларировало особый социальный статус владельца, прочно закрепляя имя рода в государственной летописи. Каждое такое семейство в Риме стремилось иметь собственный дворец, загородную виллу и значительную художественную коллекцию с обязательным залом памятников античности. Например, собрание Шипионе Боргезе насчитывало две тысячи двести единиц античной скульптуры «целый лес статуй», по определению Джанлоренцо Бернини. Кроме того, меценаты XVII века (в частности, маркиз Джустиниани) нередко проявляли себя как теоретики и знатоки искусства, оставляя любопытные соображения о становлении стилей и жанров, в дальнейшем составившие базу науки об искусстве.

Галерея Боргезе удивляет не только качеством своих художественных богатств. Прежде всего захватывает сама история собрания плод деятельности патрицианского рода из Сиены, обосновавшегося в Вечном городе.

В 1550 году в Рим приехал сиенский аристократ Маркантонио Боргезе. На живописном холме Пинчо, покрытом виноградниками, он приобрел небольшой участок земли. Овдовев, он женился на Фламии Асталии, представительнице одной из самых видных римских семей. В 1605 году его старший сын Камилло Боргезе взошел на папский престол под именем Павла V. Занимаясь общественными проектами с целью укрепления статуса Католической церкви, папа Павел V не забывал и о своих близких. С первых дней его понтификата для семейства Боргезе открылись широчайшие возможности. Папа усыновил своего племянника Шипионе Кафарелли и, сделав его кардиналом (буквально кардиналом-непотом, то есть кардиналом-племянником), наделил средствами и широкими полномочиями. Так Шипионе Боргезе (15771633) стал секретарем Ватикана, доверенным лицом и папским протеже. Именно ему мы обязаны созданием основного ядра музейной коллекции. Это был человек с гениальной интуицией, утонченным вкусом и вместе с тем с необузданными художественными аппетитами. Речь шла не о меценатстве в привычном для эпохи Возрождения смысле, а именно о частном собирательстве в личных интересах. Как метко выразился будущий папа Урбан VIII (Маффео Барберини), прославляя шедевр Бернини «Аполлон и Дафна», «неистовое желание Аполлона завладеть прелестями Дафны сродни рвению кардинала к обладанию сокровищами искусства» (в том числе чужими).

В своем собирательском рвении Боргезе не руководствовался ничем, кроме чувства собственного удовольствия. Арсенал приемов кардинала включал все самые «современные» методы воздействия на художников и владельцев шедевров: прямые заказы, «вынужденные» дары, конфискацию работ под прикрытием высшей должности.

Уже в конце 1590-х годах Боргезе внимательно следил за ростом популярности Караваджо, когда тот трудился в мастерской Джузеппе Чезари. Зная, что ряд работ Караваджо и его последователей хранились у Чезари, Боргезе в 1607 году не замедлил их изъять в пользу своей галереи по подложному делу при помощи трибунала папы Павла V. Точно так же произошло и в случае «Охоты Дианы» Доменикино, написанной болонским гением для виллы кардинала Пьетро Альдобрандини во Фраскати. Почти законченная картина в январе 1617 года уже стояла в мастерской художника, когда Шипионе, наведавшись туда, увидел в произведении новаторские черты и захотел его получить. Художник был связан обязательством отдать работу кардиналу Альдобрандини, тогда Боргезе приказал посадить мастера в тюрьму и затребовал за освобождение крупную сумму. Доменикино ничего не оставалось, как оплатить свою свободу «Охотой Дианы».

Но и прежде папа Павел V и Боргезе не ограничивали себя в действиях. В 1608 году произошла буквальная кража шедевра. Алтарный образ Рафаэля «Положение во гроб» был создан для родовой капеллы Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Однако 19 марта 1608 года картину извлекли из рамы и тайно перевезли в Рим, где папа Павел V передал ее в дар любимому племяннику. Многочисленные просьбы возмущенных жителей Перуджи о возвращении картины на законное место остались без ответа, и горожане вынуждены были довольствоваться копией художника Джованни Ланфранко. Позже, в 1809 году, оригинал совершил путешествие в парижский дворец Камилло Боргезе и только 6 лет спустя вернулся в Рим.

Античная скульптура и мозаики попадали в руки Боргезе с мест многочисленных раскопок, благо Рим тогда представлял собой сплошную стройку благодаря амбициям папы Павла V. Например, плита саркофага с «Битвой римлян с варварами», ныне выставленная в зоне портика, была обнаружена под собором Святого Петра. Основное внимание Шипионе было обращено на маньеристов Тосканы, Рима, Эмилии-Романьи и Венето, причем его интересовали самые разнообразные сюжеты. Кроме того, кардинал имел возможность напрямую заказывать произведения крупнейшим художникам своего времени: Караваджо, Гверчино, Бернини, Джузеппе Чезари, Чиголи, Сузини и другим. Уже отойдя от дел, после смерти папы Павла V (1621), Шипионе Боргезе дал символический (и пророческий) совет Лудовико Лудовизи, кардиналу-непоту при папе Григории XV (16211623), отдавая ему скульптуру Бернини «Похищение Прозерпины». Этим подарком он как бы подчеркивал: следует пользоваться благами власти при жизни, пока есть возможность. Не ровен час и смерть (в образе Плутона) может унести все надежды.

Надо отметить, что Шипионе Боргезе ревностно заботился о реставрации и хранении своих ценностей. Именно поэтому коллекция неотделима от своей «оболочки» виллы Боргезе. Это единый ансамбль, где архитектура, мраморное и фресковое оформление, скульптуры и картины живут в постоянном историческом и иконографическом взаимодействии. Перед нами не резиденция в ее привычном понимании, а именно дом искусства, сокровищница, хозяин которой радушно приглашает нас приобщиться к ценностям античности, Ренессанса и барокко. Не случайно надпись на камне при входе в парк виллы со стороны нынешнего Зоопарка гласила: «Я, хранитель Пинчианской виллы Боргезе, публично заявляю: кем бы ты ни был, свободный человек, не бойся запретов, иди, куда пожелаешь, проси, что хочешь» Художники и скульпторы XVII века свободно приглашались в сады Боргезе для изучения и копирования великих творений. Здесь бывали Караваджо и Рубенс, Веласкес и Пуссен. Среди зелени парков и в павильонах виллы устраивались пышные празднества и приемы.

В период семейной славы, связанной с долгим понтификатом папы Павла V (16051621), вилла с прилегающими землями, ранее устроенная как хозяйственная усадьба, была преобразована в соответствии с художественными пожеланиями Шипионе Боргезе и стала своеобразной квинтэссенцией его «собирательских» проектов. Строительство виллы и превращение старой усадьбы в парк со скульптурами, фонтанами и павильонами начал Фламинио Понцио, любимый архитектор папы Павла V. Этот проект продолжал папскую градостроительную идею величия христианского Рима, не уступающего Риму античному (вспомним фасад собора Святого Петра и фонтан Аква Паола на Яникуле амбициозные свершения Павла V). После смерти Понцио в 1613 году его сменил голландец Ян ван Сантен (Джованни Вазанцио).

Садово-парковый ансамбль располагался между отрезком Муро Торто (Кривых стен), виа Пинчиана и районом Париоло. Именно здесь некогда существовал небольшой кусок земли, которым род Боргезе владел с 1580 года. Расширение территории началось с получения в дар плантаций Томмазо дАвалос дАквино в 1608 году. К ним в 1609 году добавились земли, купленные у епископа Павии монсеньора Бастоне. В 1611 году кардинал Шипионе Боргезе провел к вилле воды водопровода Аква Феличе. В 16151620 годах поместье пополнили окрестные владения знатных родов в районе Париоло. Планировкой садов занялись архитектор Джироламо Райнальди и Доменико Савино из Монтепульчано. Водопроводными работами руководил Джованни Фонтана. К середине XVII века территория виллы, согласно документам, простиралась «на три мили окрест, от Порта Пинчана до стен Муро Торто близ врат Порта Фламиниа. Внутри, помимо большой ограды высотой двадцать ладоней (согласно метрической системе «пальмов»), существовали внутренние деления на множество приятных глазу пространств» (Дж. Манилли, 1650).

Условно парк виллы можно разделить на три пространственные части.

Сразу за главной оградой в конце XVII века начиналась обширная территория, засаженная пиниями, лаврами, вязами и кипарисами, образующая своего рода первую, общественную, зону ансамбля зеленую рощу перед зданием виллы-галереи. Со стороны Порта Пинчана гость вступал во владения Боргезе через монументальную арку (существующую до сих пор), за которой разворачивалась площадь-экседра в обрамлении зелени (сегодня она ведет к виа Тромбадори), фланкированная гермами богов Приапа и Флоры (дело рук молодого Джанлоренцо Бернини, ныне в Музее Метрополитен в Нью-Йорке). В конце этой тенистой аллеи располагался Большой Сельский фонтан, или Маскарон (утрачен при строительстве фонтана Морских коней). Эта композиция Вазанцио, согласно гравюрам, имела форму грота, в тени которого среди струй возлежала статуя водного божества.

В геометрической сетке зеленых аллей и боскетов, подобно градостроительным доминантам Рима, создавались свои зрительные ориентиры: фонтаны и павильоны в обрамлении каменных скамеек и цветущих оград. Вход в парк с виа Пинчиана позволял сразу оказаться на площади перед главным зданием виллы-музея. Отсюда в глубь парка вела главная аллея (ныне виале Музео Боргезе). У стен, граничащих с виа Пинчана, Понцио создал овальный праздничный павильон-беседку (16091618). На своде постройки художник Аркита Риччи изобразил «Пир богов» (отчасти росписи сохранились). Внутри размещался мраморный стол, за которым устраивались банкеты. Прямоугольная площадь перед виллой была некогда ограждена изящной балюстрадой со статуями, фонтанчиками, каменными скамьями и травертиновыми орнаментальными вазами. Сегодня они частично заменены копиями. Оригиналы были проданы в 1892 году миллионеру лорду Вильяму Вальдорфу Астору для украшения его поместья в Кливдене на Темзе.

В XVIIXVIII веках само здание галереи казалось островком искусства в зелени парка. От боковых фасадов в обе стороны, разделяя общественные и частные пространства парка, были разбиты так называемые Секретные сады. В них, огражденные невысокими стенами, выращивались редкие виды трав, цветов и цитрусовых. Сегодня сады утратили таинственность, но сохранили название. В ансамбль Секретных садов до сих пор входят Птичник и Павильон Солнечных часов. Птичник возведен по проекту Джироламо Райнальди (16171619). Архивные документы 16161619 годов повествуют об экзотических птицах, попугаях и павлинах, приводивших в восторг высокопоставленных гостей виллы.

Павильон Солнечных часов (Карло Райнальди, 1688) построен вместо скромного здания старого курятника. На фасаде диск солнечных часов в окружении символических крылатых маскаронов персонификаций четырех ветров. И павильон, и Птичник богато украшены рельефами с античными мотивами, гирляндами, овальными нишами, бюстами и геральдическими символами рода Боргезе: орлами и драконами.

Вторую, частную, парковую зону представляет садик у заднего фасада виллы: так называемый Перспективный театр. Его ядро некогда составлял фонтан «Нарцисс» с бронзовой позолоченной фигурой юноши в центре. Ныне юношу сменила Венера-купальщица. Здесь начинался новый луч аллеи (ныне виа Джованни Вазанцио) в обрамлении обелисков, скульптур и герм работы Пьетро и Джанлоренцо Бернини. Он шел до южных границ парка (теперь виа Раймонди), где частные владения князей Боргезе уже граничили с дикой природой. Именно этот отрезок стен назывался Театрино и был отмечен архитектурной композицией Джироламо Райнальди (16171619), в центре которой и находилось прославленное латинское напутствие гостям, в котором каждый вошедший признавался другом и приглашался к прогулке по парку и владениям Боргезе.

Третий участок парка (сейчас частично принадлежит Зоопарку) простирался на сорок гектаров на северо-восток от дворца-музея. Здесь, за системой террас и боскетов, находился прямоугольный прудик с лебедями, утками и прочими водоплавающими птицами в окружении сорока двух платанов. В описаниях виллы XVIII века упоминается, что парк изобиловал «многочисленными водными затеями, каждая со своим именем, в частности Зонтик, Туман, Бокал, Звезда и др., наполнявшими парк особой приятностью» (Д. Монтелатичи, 1700).

До конца XVIII века вилла и парк сохраняли свой первоначальный облик, пока смена вкусов и потребность в реставрации не сподвигли нового хозяина Маркантонио Боргезе переоборудовать большую часть парка. Строительство возглавил Антонио Аспруччи, а садами занялся Якоб Моор. Так, вместо прежнего птичьего прудика среди платанов появилось озеро с неоклассическим Павильоном Эскулапа (1787). В парке выстроили павильон-ротонду Храм Дианы с античной статуей богини (ныне в Лувре) и сформировали обсаженную пиниями узкую и длинную (200 м) площадь Сиены для игр и зрелищ на природе. В одном из зданий парка был устроен Зал водных затей для игр и празднеств, превращенный в 1849 году в Оранжерею, где в холодное время года хранились кадки с экзотическими растениями. С 2006 года это Музей современного искусства Карло Билотти, в собрании которого восемнадцать картин Джорджо де Кирико, работы Джино Северини, Энди Уорхола и Джакомо Манцу. Аспруччи реставрировал также крепостного вида флигель XVI века, предназначенный для содержания страусов, фазанов, перепелов и прочих пернатых для охот семьи Боргезе.

Ныне эта постройка называется Малой крепостью из-за причудливого оформления стен ласточкиными хвостами. В 19261959 годах здание служило мастерской-музеем скульптора Пьетро Каноника. В наши дни вместе с произведениями мастера здесь экспонируются картины художников XIX века, предметы древности, восточное оружие и фламандские ковры из коллекции Каноника.
Продолжение следует…

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 1 Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру шкатулку шедевров,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *