РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем разместился археологический Габийский музей, сформированный на основе произведений, обнаруженных при раскопках во владениях Боргезе на виа Пренестина на окраинах Рима, в области древнеримского города Габии. Его возглавил шотландский художник-неоклассицист Гевин Гамильтон. Однако в 1832 году в здании уже открылся трактир некоего Стефано Джованнини (теперь здесь Дирекция муниципальных садов). Тогда же парк пополнился неоклассическими творениями: фонтаном Морских коней и декоративным Храмом Фаустины.

После смерти Маркантонио в 1800 году его сын Камилло Боргезе, женившись в 1803 году на Паулине Бонапарт, продал большую часть собрания античности во Францию. Обустройством парка занялся архитектор и археолог Луиджи Канина. В 1828 году он опубликовал труд «Новые строения виллы Боргезе под названием Пинчиана», где рассуждал о необходимости кардинального обновления облика старых территорий в соответствии с новыми вкусами.

Канина использовал опыт садовода Фердинандо Дженнеро, которому удалось гармонически объединить древнее ядро парковых территорий с вновь приобретенными владениями за пределами Порта дель Пополо, что позволило создать монументальный подход к вилле на холме Пинчо со стороны площади Фламинио. Здесь Канина возвел грандиозные неоклассические пропилеи, за которыми открывалась просторная аллея, ведущая через фонтан Эскулапа к озеру, близ которого он создал еще одну триумфальную арку в духе римской античности. На этом пути в дальнейшем появились египетские пропилеи с львиноголовыми сфинксами и обелисками.

Площадь Сиены и садик у озера вскоре стали излюбленным местом народных гуляний, регулярно организуемых Боргезе для римлян и знати. Особенно пышными считались гуляния октября 1834 года, запечатленные на гравюре Акилле Пинелли. Праздник 1847 года стал последним в подобной череде вилла подверглась разрушениям при бомбардировках Рима в 1849 году, в ходе наступления войск французского гарнизона на отряды гарибальдийцев. Однако гостеприимство и широкие взгляды рода Боргезе помогли спасти постройки парка от разграбления, постигшего многие резиденции аристократии в то время.

Садово-парковый комплекс виллы Боргезе сохранился благодаря тому, что в 1902 году был приобретен Итальянским государством. Муниципалитет заявил об открытии здесь городского парка и музея. Двадцать третьего июня 1904 года в присутствии короля Италии Виктора Эммануила III в парке торжественно установили восьмиметровый памятник Иоганну Вольфгангу Гёте, дар немецкого императора Вильгельма II (скульптор Валентино Казали, по модели Г. Эберлейна). Впоследствии здесь в 1959 году при участии вдовы Георга IV Элизабет Боуз-Лайон возвели памятник Джорджу Байрону (копия творения Б. Торвальдсена из Тринити-Колледжа в Кембридже). В 1911 году часть парка, граничащую с виллой Джулия, занял городской Зоопарк, а развитие новых кварталов в начале XX века включило зеленый район виллы Боргезе в активную жизнь города, особенно после обустройства шикарного квартала виа Венето, богемная атмосфера которого известна благодаря фильмам Федерико Феллини.

Превратившись в городской парк, ансамбль виллы Боргезе утратил многие декоративные архитектурные и садово-парковые достопримечательности и водные «затеи». Дорожки заасфальтировали, по территории был частично пущен общественный транспорт. Однако парк остается неотъемлемой частью культурной жизни Рима. Здесь регулярно устраиваются кинофестивали под открытым небом, выставки современного искусства и театральные представления.

По типу дворец-casino Боргезе вторит таким образцам эпохи Возрождения, как римские виллы Фарнезина и Медичи, а также Мондрагоне во Фраскати (кстати, приобретенной Шипионе в 1613 году). Ключевые элементы их архитектурного облика две башни здесь являются отголоском крепостных построек и одновременно ориентиром для нахождения здания среди зелени парка. О дворцах Возрождения напоминают заглубленный портик, ведущий в большой парадный зал, и обильно покрывающая главный фасад античная скульптура (как на вилле Медичи и в Палаццо Спада в Риме). В случае с виллой Боргезе этот пластический декор декларирует богатство античной коллекции музея, а также оживляет поверхность стен игрой светотени. Свет играет важную роль в жизни здания, что подчеркивается использованием мраморно-белого тона штукатурки стен (реставрирован в 19941995 годах).

В XVII веке во внутренних помещениях доминировал светлый тон декора, благодаря использованию травертина (архитектурные элементы и камины), а стены были обтянуты голубовато-золотыми кожами. В последнее тридцатилетие XVIII века наследник кардинала Шипионе Маркантонио IV Боргезе полностью изменил концепцию интерьеров (17301800). По его заказу архитектор Антонио Аспруччи переосмыслил пространство в неоклассическом духе. Он же сделал закрытым залом (ныне зал XIV) открытую террасу с фресками Ланфранко на втором этаже (1624, «Совет богов»). Не избежала перемен и главная лестница она превратилась в пирамидальный пандус. Оригинальную парадную лестницу с тридцатью ступенями в 1613 году создали братья Агостино и Бернардино Ради и Лоренцо Мальвисти, украсив ее двумя огромными рогами изобилия и амфорой. Эта композиция в наши дни восстановлена.

Но главные изменения коснулись интерьеров. Неоклассическая эпоха диктовала роскошное украшение помещений с использованием цветных мраморов, рельефов и мозаик. В проекте приняли участие крупнейшие итальянские и зарубежные мастера того времени: Мариано Росси, Томмазо Конка, Доменико де Анджелис, Кристоф Унтербергер, Феличе Джанни, скульпторы Луиджи Валадье, Агостино Пенна и Винченцо Пачетти. На первом этаже стены отделаны цветными мраморами, покрыты темперой и стукковыми рельефами, в то время как второй этаж отличается строгостью отделки и нежной желто-зеленой гаммой облицовки стен.

После обновления интерьеров в XVIII веке произведения из коллекции Шипионе Боргезе обрели дополнительный контекст со своими образными играми и сквозными темами (вплоть до каминных украшений и напольных инкрустаций). В соответствии со вкусами той эпохи возникли и экзотические интонации. В составе галереи в 17751782 годах появился Египетский зал (зал VII), чье оформление вдохновил таинственный мир Египта. В 1770-х годах иероглифы еще не были расшифрованы, поэтому они носили характер абстрактного орнамента. В своде фрески с персонификациями планет кисти Томмазо Конки, живописца, который объединяет легенды о древних богах Египта с античной и ренессансной мифологией. В едином декоративном ансамбле сливаются греко-римские и египетские темы, подчеркивая неразрывность развития греческого и египетского мира древностей.

Лейтмотив всех аллегорических росписей первого этажа прославление патрицианского рода Боргезе. Не случайно плафон центрального парадного зала первого этажа занимает фреска Мариано Росси на сюжет битвы римского героя Фурия Камилла (тезки Камилло Боргезе, папы Павла V) с галлами при содействии Ромула и богов Олимпа. Так показываются древние корни династии, восходящей к мифу о рождении Рима и истории Энея. В сводах залов картинной галереи второго этажа господствуют аллегорические и мифологические композиции как намек на буколический характер загородной жизни, в духе сочинений XVIXVIII веков.

Настенные росписи первого этажа программно связаны с шедеврами скульптуры каждого зала. Например, «Аполлон и Дафна» Пьетро Анджелетти (17801785, зал III) вступает в диалог с группой Бернини, а полотно Скарселлино «Гермафродит и Салмакида» осеняет статую Гермафродита (II век). В 1620-х годах древнюю фигуру реставрировал сам Бернини, но в 1807 году скульптура оказалась в Лувре. Сегодня в галерее мы видим ее двойника, хоть и не худшего качества.

Ядро коллекции сложилось к моменту смерти ее владельца Шипионе Боргезе, то есть к 1633 году. Затем, в 1638 году, благодаря браку наследника Шипионе Паоло Боргезе с Олимпией Альдобрандини в галерею поступили произведения, принадлежащие римской аристократии: кардиналу Сальвиати, Лукреции дЭсте и Ипполито Альдобрандини. Но в конце XVIII века для коллекции наступили тяжелые времена. Интерес наследников Боргезе к искусству сильно уменьшился. Новая ветвь семейства интересовалась скачками и недвижимостью, поэтому вскоре из бесценного собрания стали исчезать произведения иногда это было связано с разделом наследства, иногда с перевозкой памятников в другие родовые резиденции. Французская буржуазная революция и волна восстаний в Италии в середине XIX века породили панику среди итальянской аристократии. Ситуацией воспользовались английские и французские торговцы: они за бесценок скупали лучшие образцы искусства. Так, вместе с некоторыми шедеврами бесследно исчезли все рамы XVII века (лично заказанные в 1610-х годах Шипионе Боргезе мастерам А. Дуранте и Дж. Б. Сориа) и серебряные изделия (отданные на переплавку на Монетный двор).

Самые большие невзгоды обрушились на коллекцию, когда Камилло Боргезе женился на Паолине Бонапарт, сестре Наполеона. Под давлением императора Камилло вынужден был в 1807 году уступить Франции большую часть археологических ценностей, среди них сто пятьдесят четыре статуи, сто семьдесят барельефов, сто шестьдесят бюстов, тридцать колонн и ваз (включая знаменитую Вазу Боргезе). Все они переместились в Лувр. Однако случались и знаменательные приобретения: в 1827 году на антикварном аукционе Парижа была куплена «Даная» Корреджо, а Антонио Канове заказана статуя «Паолина Боргезе в образе Венеры-Победительницы».

К середине XIX века Боргезе попытались восстановить собрание античности, активно приобретая всё ценное, что было обнаружено при раскопках Рима и окрестностей. В эти же годы Франческо Альдобрандини (князь Боргезе с 1832 года), чтобы предотвратить распад коллекции, передал ее в ведение специальной Поручительской комиссии. Это сделало собрание картин и скульптур неделимым, оно могло лишь переходить от одного наследника к другому. Когда в конце XIX века финансы Боргезе пришли в упадок, Поручительская комиссия в 1902 году передала галерею в ведение государства. За символическую сумму в 3,6 миллиона лир наследники Шипионе продали Итальянской республике галерею, парк и все строения виллы. Шаг, действительно достойный уважения, если учесть, что только за одно полотно Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» в 1899 году барон Ротшильд предлагал Боргезе 4 миллиона лир.

В 1997 году галерея открылась для публики после кардинальной реставрации, отчасти вернувшей ей облик XVIII века. Сегодня это активный музейный и научный центр, который вместе с галереями Палаццо Барберини, Спада, Корсини и другими прославленными художественными сокровищницами входит в комплекс «Городские музеи Рима». В самом здании галереи и в пространстве парка регулярно организуются конференции, выставки, встречи.

Поскольку многие шедевры Галереи Боргезе из-за хрупкости, масштабности или особых условий сохранности не могут покидать свою уникальную среду, в 20062016 годах здесь была проведена череда внутренних выставок под названием «10 Grandi mostre» («10 великих выставок»), когда экспонаты виллы становились героями увлекательных художественных сопоставлений, в которых участвовали произведения из известных музеев мира. Среди главных персонажей выставок: Рафаэль (2006), Антонио Канова (2007), Корреджо (2008), Караваджо и Фрэнсис Бэкон (2009), Лукас Кранах (2010), род Боргезе и античность (2011), Тициан (2012), Доссо Досси (2013), Доменикино (2014), Бернини (2015). Не приходится сомневаться, что в ближайшем будущем любителей искусства ждут новые удивительные открытия.
http://art-and-houses.ru/2017/07/20/o-rode-borgeze-i-istorii-sozdaniya-znamenitoj-galerei-v-rime/

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

РОД БОРГЕЗЕ И ИХ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Часть 2 К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *