ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ( 1101).

ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ( 1101). Современники в желании хоть как-то объяснить необычайную судьбу этого человека, таинственность и легендарность его личности, его бурную деятельность,

Современники в желании хоть как-то объяснить необычайную судьбу этого человека, таинственность и легендарность его личности, его бурную деятельность, блистательные победы приобщили Всеслава к чародеям и волхвам. Даже его рождение приписывали чарам -«волхвованию». Верили, что князь может обернуться в волка, тура, сокола, как герой былинного эпоса богатырь Ольга. Да и о нем самом сочиняли былины. Неизвестный автор гениального «Слова о полку Игореве» вдохновенно воспел полоцкого князя:
Всеслав-князь людям суд творил,
князьям города рядил,
а сам ночью волком рыскал:
из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани,
великому Хорсу волком путь перерыскивал.
Ему в Полоцке позвонили к заутрене рано
у святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.
Хоть и вещая душа была у него в храбром теле,
но часто от бед терпел.

От Победы до поражения, от мира до войны — вот так всю жизнь.
Если бы сохранилась летописная жизнь Всеслава, можно представить, какое захватывающее это было бы чтение. Но какие бы испытания ни выпадали, он всё равно был верным своему Отечеству. За его величие и свободу жил и боролся Всеслав. Встав совсем молодым во главе Полоцкой земли, кирпичик за кирпичиком строил он свою державу. И как символ её поставил в Полоцке Софийский собор — заявив о равенстве с Новгородом и Киевом.

А когда Всеслав повзрослел, то почувствовал свою силу, поднял меч войны. Решил осуществить родительскую мечту — присоединить Новгородскую землю к Полоцку. В 1067 году Полоцкая дружина во главе с Всеславом взяла Новгород. В знак подчинения Новгорода снял он с Софийского собора колокола и перевез их в Полоцк. В ответ все южнорусские князья двинулись на Полоцкую землю и расправились с Минском: мужчин убили, женщин и детей захватили в плен, а город сожгли. Всеслав опоздал на помощь и встретил врага на реке Немиге, неподалеку от Минска.
3 марта 1067 года состоялось одно из крупнейших сражений тех лет. Автор «Слова» напишет:
На Немиге стелют снопы головами,
Молотят цепами булатными,
Жизнь на току кладут,
Веют душу от тела.
Кровавые бреги Немиги не добром были посеяны,
Посеяны костями русских сынов.

Киевская летопись приписала победу сыновьям Ярослава — южнорусским князьям. Но, странная вещь — «победители» после битвы поспешно отступили из Полоцкой земли. Поле боя осталось за Всеславом, а по традиции считалось: кто остался «стоять на костях» тот и победитель. Всеслав заслонил свое Отечество от вражеской напасти, спас города и села от огня и меча. Поняв, что Всеслава оружием не победишь, Ярославичи воспользовались обманом и ложью. Они позвали Всеслава на переговоры и, нарушив крестное целование, пленили его вместе с двумя сыновьями. Всеслава привезли в Киев и бросили в заточение. Почти год просидел Всеслав в порубе. В это время на Русь напали половцы. Ярославичи были разбиты. Против киевского князя Изяслава вспыхнуло восстание. Напуганный Изяслав сбежал из Киева. Всеслава под приветственные крики киевляне освободили из заточения и провозгласили великим князем киевским. Вот такая судьба.

Семь месяцев руководил Всеслав Русью. И в звоне Киевской Софии слышал звон своей — Полоцкой. Не променял он Отечество на высокий престол русского властителя. И при первой же возможности вернулся в Полоцк. И начались годы борьбы. Изяслав с польским войском изгнал Всеслава из Полоцка. Чего только не случилось за эти годы с Всеславом. И был разбит новгородцами, и попал к ним в плен, и освободился, и снова поднял меч, чтобы освободить Отечество от вражеского господства, и, наконец, в 1071 году победителем въехал в столицу своего государства. Но не могла смириться Русь со свободой Полоцкой земли. Новые рати шли на Кривию. Киевский князь Всеволод в 1077 году попытался захватить Полоцк. Всеслав отразил наступление врага. Следующим годом все военные силы Руси, Новгородская, Киевская, Черниговская, Смоленская дружины и половецкая орда подошли к Полоцку. Всеслав и на этот раз защитил свою столицу. В гневе завоеватели разграбили полоцкие предместья и уничтожили город Одрск. Мстя за разорение своей земли, Всеслав захватил Смоленск. Черниговский князь Владимир Мономах за это «пожёг землю, довоевав до Лукомля и до Логожска, та на Дрютск воюя». В 1084 году он нападёт на восстановленный Минск и сожжёт его. Но покорить Всеслава, завоевать Полоцкую землю Русь не смогла. И когда на Любецком съезде в 1097 году собрались русские князья, чтобы разделить между собой Русь, Всеслав, как Властелин независимого государства, проигнорировал эту делёжку.

Последние годы жизни Всеслав прожил в мире. Соседи опасались нападать на полоцкие земли, чтобы не вызвать его мести. На эти годы приходится расцвет могущества Полоцкого княжества, его власть распространяется на нижнее Подвинье вплоть до Балтийского моря — на Земигалию, Ливонию, Летонию, Литву.

Интересные сведения о Всеславе были в архиве Минской епархии, которые представлены в книге «Воспоминания о древнем провославии Западной Руси» (1867 г.). По их словам, Всеслав построил твержу при впадении реки Немиги в Свислочь, на том месте, где когда-то произошла знаменитая битва. Отсюда и начал расти новый город, который назвали по имени сожжённого на реке Менке Минска. Таким образом, Всеслава можно считать основателем Минска столицы сегодняшней Республики Беларусь. Он же основал в городе Вознесенский монастырь.

В 1101 году Всеслав умер. Летописец точно отметил и день (14 апреля), и время (9 часов), когда великий сын Полоцка отошёл в бессмертие.

Витовт ЧЕРОПКО:
http://zviazda.by/be/news/20161003/1475510979-zhyccyo..

ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ( 1101). Современники в желании хоть как-то объяснить необычайную судьбу этого человека, таинственность и легендарность его личности, его бурную деятельность,

ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ( 1101). Современники в желании хоть как-то объяснить необычайную судьбу этого человека, таинственность и легендарность его личности, его бурную деятельность,

ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ( 1101). Современники в желании хоть как-то объяснить необычайную судьбу этого человека, таинственность и легендарность его личности, его бурную деятельность,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *