РОГВОЛОЖИ ВНУЦИ

РОГВОЛОЖИ ВНУЦИ Полоцкая земля как территориально-политическое образование в до-монгольское время развивалась в тесном политическом, экономическом и культурном контакте с Киевской Русью, и

Полоцкая земля как территориально-политическое образование в до-монгольское время развивалась в тесном политическом, экономическом и культурном контакте с Киевской Русью, и определённые исторические про-цессы ХХII вв. в Восточной Европе были в одинаковой степени типичными как для Киевской Руси, так и для Полоцкого княжества. При этом на особен-ности развития Полоцкой земли XI в. указывает факт единовластного правления в княжестве Брячислава Изяславича (10031044 гг.) и Всеслава Брячиславича (10441101 гг.), в то время как в остальных русских землях в этот период происходит формирование отдельных ответвлений потомков Ярослава.

« Ѻ сих̑же Всеславичих̑сице єсть ӕко скзаша вѣдущии преж̑ . ӕко
Роговолоду держащю и владѣющю и кнѧжащю Полотьскүю землю.
а Володимеру сущю Новѣгородѣ . дѣтьску сущю. єще и погану .
и бѣ оу него https://vk.com/оуи єго Добръıна воєвода и храборъ и нарѧденъ мужь
. ись посла к Роговолоду и проси оу него дщере https://vk.com/єго за Володиме
ра ѡн же реч̑дъщери своєи . хощеши ли за Володимера . ѡна же
реч̑не хочю розути робичича . но Ӕрополка хочю . бѣ бо Рогово
лодъ перешелъ изъ заморьӕ . имѣӕше волость свою Полтескъ .
слъıшавше же Володимеръ разгнѣвасѧ ѡ тои рѣчи ѡже реч̑не хочю
ӕ за робичича . пожалиси Добръıна и исполнисѧ ӕрости и поємше
вои https://vk.com/ и идоша на Полтескъ и побѣдиста Роговолода . Рогъволодъ
же вбѣже в городъ. и приступивъше к городу и взѧша городъ и
самого https://vk.com/кн҃зѧ Роговолода ӕша и жену ѥго. и дщерь ѥго и Добръ
ıна поноси ѥму и дщери ѥго . нарекъ єи робичица и повелѣ Володимеру бъ
ıти с нею . пред̑ѡц҃мь єӕ и мт҃рью потом̑ѡц҃а єӕ оуби.
а саму поӕ женѣ и нарекоша єи имѧ Горислава и роди Изѧслава . поӕ же пакъı инъı женъı многъı и нача єи негодовати нѣколи же єму пришедшю
к неи и оуснувшю хотѣ и зарѣзати ножемь и ключисѧ ѥму оубудитисѧ .
и ӕ ю за руку . ѡна же реч̑ сжалиласи бѧхъзане ѡц҃а моѥго үби .
и землю ѥго полони мене дѣлѧ и се нъ ıнѣ не любиши мене
и съ младенцем̑симь и повелѣ єю оустроитисѧ во всю тварь цс̑рьскую . ӕкоже в дн҃ь посага єӕ и сѣсти на постели свѣтлѣ .
в храминѣ да пришедъ потнеть ю ѡна же тако створи и давши же мечь съ
ıнови своѥму Изѧславу в руку нагъ и реч̑ ӕко внидеть ти ѡц҃ь рци въ
ıступѧ . ѡч҃е ѥда ѥдинъ мнишисѧ ходѧ . Володимеръ же реч̑ а хто тѧ мнѣлъ сдѣ .и повергъ мечь сво и созва болѧръı и повѣда им̑ . ѡни же рекоша оуже не оубии єӕ дѣтѧти дѣлѧ сего но въздвїгни ѡтчину єӕ и даи єи с съ
ıном̑своимъ. Володимеръ же оустрои городъ и да има и нареч̑ имѧ городу тому Изѧславль и ѿтолѣ мечь взимають Роговоложи внуци . противу Ӕрославлим̑внуком̑» https://vk.com/ стб. 299301.
Статья 1128 г. Лаврентьевской летописи
Полное собрание русских летописей / Акад. наук СССР, Ин-т истории.
М. : Изд -во вост. лит., 1962. Т. 1 : Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по академическому списку / под ред. Е . Ф. Карского. Воспр. текста изд. 19261928 гг. VIII, 577 с.

Автор «Слова о полку Игореве», горячий поклонник Всеслава Полоцкого, одного из главных участников киевского восстания 1068 года, много говорит о Полоцкой земле и ее князьях и даже несколько идеализирует их. Всех русских князей он делит на две неравные части на «Ярославлих внуков» и на «Всеславлих внуков».

Ипатьевская летопись под 6638 г. (1130 г.), описывая поход киевского князя Мстислава на Полоцк, сообщает о высылке Рогволодовичей в Константинополь: « В се же лето поточи Мьстиславъ Полотскии князи с же-нами и с детми въ Грекы»

Под 6648 (1140) г. летопись собщает имена изгнанников: «посла по Кривитьстеи князе по Давыда, по Ростислава и Святослава и Рогволодовича два и всажа в три лодьи и поточи и Царюграду за неслоушание ихъ а мужи свои посажа по городомъ ихъ». Мстислав сажает в городах Полоцкой земли своих наместников вместо высланных князей, что, возможно, говорит о выделении отдельных центров внутри Полоцкого княжества. С наибольшей долей вероятности можно говорить о существовании Изяславского, Логойского, Друцкого, Борисовского, Лукомльского уделов только со второй половины XII в., что связано с дальнейшим расширением рода Рогволодовичей. Таким образом, в начале первой трети XII в. сыновья Всеслава сохраняли родовое единство, которое предусматривало совместное управление Полоцкой землей. Вплоть до 1173 г. в летописях к Рогволодовичам употребляются собирательные выражения: «Всеславичи» (1106 г., 1128 г.), «Рогволодовы внуки» (1128 г.). «Кривичские князья» (1140 г., 1162 г.), «Полоцкие князья» (1130 г., 1173 г.), что может свидетельствовать о сохранении основных принципов родового владенния Полоцкой землей во второй половине ХІІ в. уже при существовании отчинных уделов.

Первым свидетельством установления внутридинастического союза
полоцкого княжеского рода с Изяславичами, старшей линией рода Ярослава Мудрого, являются летописные сообщения о браке будущего минского князя Глеба Всеславича с Анастасией, дочерью Ярополка, сына
киевского князя Изяслава Ярославича и польки Гертруды. На 1073 г. приводятся слова Святослава Черниговского, который призывает
Всеволода, выступить против их старшего брата Изяслава Ярославича,
поскольку тот посватался с Всеславом Полоцким: «Изяславь сватается
сь Всеславомъ, мысля на наю; да аще его не вариве, имать насъ прогнати».

Подтверждение данным сведениям находим в Ипатьевской летописи, в которой под 1158 г. сообщается о смерти вдовы Глеба Всеславича, дочери Ярополка Изяславича. Сложная ситуация, в которой оказался Изяслав, была на руку Всеславу Брячиславичу, сумевшему благодаря соглашению с Изяславом, закрепленному договоренностью о браке Глеба и Анастасии, окончательно вернуть себе полоцкий стол. Всеслав, таким образом, принял сторону Изяслава и его сыновей Ярополка и Святополка, соперниками которых выступали Всеволод Ярославич и его сын Владимир Мономах. Одной из причин вражды Всеволода и Владимира с Всеславом был политический союз полоцкого князя с Изяславом Ярославичем. Напомним, что сын Изяслава Ярополк в 1085 г. выступил против Всеволода и обратился за помощью в Польшу. В ответ на это Владимир Мономах пленил семью Ярополка, в том числе и его мать Гертруду.

Следует отметить, что Рогволодовичи имели династические связи с многими княжескими родами Европы
См подробнее
http://nihe.bsu.by/images/Studia5.pdf

На мой взгляд, для генеалогическо -династической дефиниции рода полоцких князей следует использовать обозначение Рогволодовичи
на основании следующих признаков. Во-первых, имя Рогволод стало характерным только для полоцкой ветви Рюриковичей. Во-вторых, полоцкие князья определены в летописи как «Рогволодовы внуки» и пр.
В-третьих, признание Изяслава единственным легитимным наследником рода Рогволода и Рогнеды, произошедшее с согласия его отца киевского князя Владимира Святославича, стало основой для выделения полоцкой княжеской династии в особую ветвь Рюриковичей, статус которой определялся самостоятельным положением Полоцкой земли в древнерусской политической системе.

Литература для изучения
1. Англосаксонская хроника / пер. с др-.англ. З.Ю. Метлицкой. СПб.: Евразия, 2010. 288 с.
2. Галубовіч В.У. Miscellanea historica polocensia. Даследаванні па гісторыі Полаччыны ХІІ ХVІІ стст. Гродна: ГДАЎ, 2014. 224 с.
3. Глебов А. Г. Королевская власть и основные тенденции ее развития у англосак-сов в VII начале IX века // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. История. Международные отношения. Вып. 1. С. 1321.
4. Данилевич В.Е. Очерки истории Полоцкой земли до конца ХIV столетия. Тип. В.І. Завадского, 1896. 260 с.
5. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь: Полац. і новагарод. Перыяды. Мн.: Маст. Літ., 2001. 366 с.
6. Загорульский Э.М. Генеалогия полоцких Изяславичей. Мн.: Изд-во «ВУЗ ЮНИТИ», 1994. 30 с.
7. Кежа Ю.М. Палітычныя сістэмы Наўгародскага і Полацкага княстваў у ХІІ ст.: параўнальны аналіз. Труды молодых специалистов Полоцкого государственного уни-верситета. Новополоцк, 2010. Вып. 36. С. 673.
8. Кежа Ю.М. Да пытання аб станаўленні ўлады Рагвалодавічаў у Полацку // Бе-ларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў: зб. навук. арт. ІІ міжнар. навук. канф., Полацк, 1718 красав. 2014 г.: у 2 ч., Ч. 2. Наваполацк: ПДУ, 2014. С. 92100.
9. Левко О.Н. Роль Менского княжества в территориально-административном и политическом развитии Полоцкой земли // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. Вып. 24. Мінск: Беларуская навука, 2013. С. 103112.
10. Назаренко А.В. Братское совладение, отчина, сеньорат (династический строй Рюриковичей ХХІІ вв. в сравнительно-историческом аспекте) // Древнейшие государ-ства Восточной Европы. 2005 год. Рюриковичи и Российская государственность. М.; Индрик, 2008. С. 132179.
11. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 576 с. 12. Новікаў Я.У. Ваенная гісторыя беларускіх земляў (да канца ХІІ ст.). Т. 2 . Мн.: Логвінаў, 2008. 300 с.
13. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. М.: Языки русской культуры, 2000. 760 с.
14. Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 19261928 . 379 с.
15. Полное собрание русских летописей: Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб.: Типо-графия М.А. Александрова, 1908. 638 с.
16. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. М.: Наука, 1993. 634 с.
17. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 2. М.: АСТ, 2001. 220 с.
18. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев: Наук. думка, 1992. 224 с

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *