
Представьте: вы приходите в кафе, делаете заказ. Из-за чувства голода минуты тянутся бесконечно медленно, но вот официант наконец идёт в сторону вашего столика долгожданное блюдо стоит перед вами. Повар постарался: ароматы одурманивают и хочется приступить к трапезе немедленно, однако вы сдерживаете себя. Сперва фото. Кто-то скажет, что это лишь дань моде и чванство. Но не стоит судить так строго: еда всегда была чем-то большим, чем просто важным элементом выживания.
Еда это символ.
И такие «тайные смыслы» еды совершенно не новшество 21-го столетия. Если обратиться к живописи, какого бы периода она ни была, можно найти множество сюжетов, где за простыми изображениями различной снеди скрываются неожиданные истории.
К примеру, одна из наиболее часто используемых проблематик это классовая принадлежность и характерные им благодетели или греховность. Красноречивая иллюстрация этих слов работа придворного художника лорда-стюарда Шотландии Якова IV, датируемая 15101520 гг., и отсылающая к притче о Лазаре и Богаче. Как видно, трапеза в самом разгаре: здоровые и розовощекие феодалы довольствуются дичью, в то время как за дверью стоит бедняк, просящий накормить его. Отказ поделиться пищей из-за упоённости собственной скупостью и чревоугодием описывается художником как греховный поступок. И нижняя часть картины объясняет, что за свои пороки обжоры попадут в ад, в то время как благочестивый нищий отправится на небеса.
Тема праздности и гедонизма поднималась в изобразительном искусстве не раз. На полотне «Вакх», созданном кистью Караваджо, корзина с фруктами, причем виноград, айва и гранат уже начали гнить, а на яблоках и груше виднеются следы от червей. Критики полагают, что в таком состоянии фрукты изображены неспроста: они олицетворяют скоротечность жизни и бренность мирской суеты.
А вот пример поэтичной метафоричности Осиаса Беерта Старшего на картине с прозаичным названием «Натюрморт с артишоками». Вино и устрицы, оливки и артишоки очень часто они представляют собой намёк на сомнительные и низменные плотские наслаждения. Однако в данной работе используется более утонченная иносказательность. Уже вскрытая раковина рассматривается в контексте противопоставления бренности человеческого тела бессмертию души. Оттого усматривается на холсте и религиозный мотив: мерцание перламутра напоминает о воде и крещении, а луч света в бокале с вином о таинстве причастия (символы воскрешения и бесконечности духа).
А вот за картиной «Натюрморт с устрицами и ремером» кисти Ян ван де Велде скрывается совершенно другая история. Изображение мухи символа смерти, зла и грехопадения предполагает интерпретацию образа устриц в негативном ключе: за их изображением скрываются пороки распутства и сладострастия.
Еда выступает символом принадлежности к социальному слою. Суть раннего произведения работы Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» невозможно описать ярче, чем это сделал художник: «ей (картиной) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», писал Ван Гог в письме к брату Тео.
Или Ян Вермеер и рассказанная им история повседневного быта кухарки на картине «Молочница». Лаконичность здесь проявляется во всём: цветах, сюжете, облике самой кухарки; и заурядность продуктов хлеб и молоко лишь дополнительно подчеркивают простоту уклада жизни девушки.
Всё не так просто и на картине «Разбитые яйца» Жана-Батиста Грёзе. Эти яйца таят в себе историю о потерянной невинности.
Знаменитая банка супа Campbells противоречивого художника поп-арт культуры Энди Уорхолла до сих пор не теряет своей актуальности, являясь символом эпохи консьюмеризма. Проблемы овеществления, замена уникальности стереотипизированной массовостью и возведение этого феномена в ранг искусства, стирание грани между социальными слоями все эти вопросы скрываются в простом образе консервной банки.
Сам Уорхол в одном из интервью назвал изображение супа «Кэмпбелл» своей самой любимой работой и добавил, что ел его (суп) каждый день за обедом на протяжении 20 лет.
Рассказывать о символизме продуктов питания можно бесконечно. В обыденной повседневности скрывается множество подтекстов: с одной стороны, это просто карамболь на прилавке магазина под домом, а с другой история прогресса цивилизации. Другими словами, показатель того, как трансформировались возможности транспортировки продуктов питания, давая возможность попробовать на вкус далёкую и совершенно иную культуру.
https://estetico.me/posts/view/ushat-podano-simvolizm-i-znachenie-edy-v-istorii-izobrazitelnogo-isusstva







