ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что его дело кроликов выращивать. Или наоборот.

К ливанским кедрам

Так случилось и со скромным венгерским аптекарем с труднозапоминающимся для нас именем Тивадар Костка Чонтвари. Сидел он своей аптеке в маленькой прикарпатской деревеньке под названием Игло, разбирал нечитаемые рецепты, отпускал капли да пилюли, и выслушивал жалобы старушек на то, что порошки, мол, не помогают. Долго сидел, не один десяток лет. И вдруг теплой летней ночью 1881 года приснился ему сон предвещавший ему судьбу великого живописца, «более значительного, чем сам Рафаэль».

Никому Костка не рассказал о своем сне, но на следующий буквально день сдал он в наем аптеку, собрал все наличные деньги, накупил кистей и красок, и уехал прямиком то ли в Париж, где встретился с Михаем Мункачи, считавшимся крупнейшим венгерским живописцем, то ли сразу в Ливан, писать ливанские кедры.

Больше новоявленный художник в своей аптеке не появлялся. Ездил в Грецию, Италию, по Северной Африке путешествовал, и за это время создал более сотни картин. Большая часть из них, по стилистике близкая к экспрессионизму, была создана в 19031909 гг. Также в его картинах присутствовали черты магического реализма, символизма, мифический сюрреализма, постимпрессионизма.

О себе он писал следующее: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому что хотел видеть ее на закате своей жизни богатой и славной. Чтобы достичь этого, я долго путешествовал по Европе, Азии и Африке. Я хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».

«Старый рыбак»

Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе их выставляли (без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон. В последние годы он писал книги памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».

Под конец жизни приехал он в Будапешт и привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по-настоящему сошел с ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.

Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по-честному.

В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он-то и спас творения художника, заплатив за них несколько больше, чем предлагал старьевщик.

Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).

И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картина-то на полотне не одна, а как минимум две! Попробуйте разделить полотно зеркалом, и вы увидите или бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло.

Чонтвари заложил в картину свой подтекст, изобразив на ней две сущности… В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо рыбака), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика), словно говорит нам картина.

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА КОСТКИ ЧОНТВАРИ Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *