На полях постановочных сражений

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

Источник — https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy

Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной эпохи, в том числе военную униформу, оружие и другие элементы снаряжения. Этот процесс так или иначе касается военной истории и одновременно затрагивает целый ряд смежных, гораздо более «мирных», видов деятельности. В современном виде военно-историческая реконструкция является относительно молодым явлением, возникшим лишь несколько десятилетий тому назад. Но её исторические корни кроются в далёком прошлом и уходят во времена античности.

Начальная история

В Риме эпохи Империи нередко во время гладиаторских игр воссоздавались великие сражения прошлого. Например, Август во 2 году до н.э. приказал выкопать на берегу Тибра специальное озеро размерами 557×536 м с островом посередине. На этом водоёме 30 бирем и трирем с посаженными на них гребцами и матросами воспроизводили битву афинян и персов. Однако и это, и последующие сражения затмила навмахия, устроенная в 52 году императором Клавдием при спуске Фуцинского озера. В ней принимали участие 100 военных кораблей, включая триремы и квадриремы, и 19 000 бойцов в основном гладиаторов и приговорённых к смерти преступников. По завершении празднеств оставшиеся в живых получили императорское помилование и были отпущены на свободу.

В эпоху расцвета турниров в XVXVI веках участвовавшие в них рыцари нередко принимали имена и облик знаменитых воителей прошлого, персонажей рыцарских романов или легенд о короле Артуре. При дворах итальянских правителей эпохи Ренессанса частенько устраивались потешные представления, воспроизводившие реальные или выдуманные сражения. Одно из таких празднеств в 1473 году устроил кардинал Пьетро Риарио для своего дяди, папы Сикста IV, и многочисленных гостей. Программа празднества включала разнообразные развлечения. После обеда гостям была представлена инсценировка сражения между войсками христиан и турок. В битве участвовали пехота, конница и артиллерия. Воздвигнутые на площади декорации изображали полевые укрепления. Турки потерпели поражение. Уцелевшие воины и пленники согласились принять христианство и в стихах с соответствующей просьбой обратились к папе. Закончился праздник триумфальным шествием по улицам Рима.

Эглинтонский турнир

Хотя после 1600 года турниры постепенно сошли на нет, их реконструкции то есть военные игры, которые имитировали другие военные игры, оставались довольно популярными. Между 1750 и 1839 годами в Европе состоялось не менее 18 рыцарских реконструкций. Ярким примером такого рода праздника стал турнир, который 30 августа 1839 года устроил граф Арчибальд Монтгомери в своём замке Эглинтон в Шотландии. Приглашение принять участие в турнире получили 150 наиболее родовитых британских аристократов. Около 40 из них ответили согласием. Подготовка к мероприятию, включая закупку или изготовление необходимого снаряжения, а также обучение участников будущего состязания, заняла почти год. Доспехи были позаимствованы из арсенала Тауэра или из старинных родовых коллекций. Многим из потенциальных участников состязаний доспехи предков оказались малы, и их пришлось подгонять под увеличившийся рост и комплекцию.

Для проведения состязания специально было построено ристалище с деревянными трибунами и палаточным лагерем для участников. Вход на праздник был свободным: предполагалось, что прибыль поступит от продажи еды, напитков и сувениров. Организаторы ожидали, что в день открытия посмотреть представление соберутся 4000 зрителей, но на деле съехалось не менее 50 000 человек. Среди них был и Луи-Наполеон, будущий император французов, живший в то время в Англии. Праздник открылся торжественным шествием участников турнира. Каждого сопровождала большая свита. К сожалению, в самый разгар мероприятия разразился ужасный ливень, и в считаные минуты ристалище превратилось в размокшее болото. Но даже без главного развлечения, то есть самого турнира, представление пользовалось большим успехом и сыграло свою роль в подъёме исторического сознания британцев.

Мир Дикого Запада

Вновь исторические реконструкции стали популярными на рубеже XIX и ХХ веков. Это была эпоха колониальной экспансии, и красочные публичные представления, в которых время от времени участвовали настоящие или ряженые аборигены, должны были стать живой иллюстрацией событий, происходивших на отдалённых театрах военных действий. С особым размахом эта идея была реализована в Соединённых Штатах, где на протяжении примерно 50 лет, между 1870 и 1920 годами, возник целый жанр передвижных представлений, связанных с миром Дикого Запада. Первоначально это были театральные постановки, но со временем они развились в крупномасштабные шоу со стрельбой, лошадиными скачками и сценами охоты, в которых были задействованы сотни людей. Некоторые сюжетные линии и персонажи основывались на реальных событиях, другие являлись плодом фантазии.

Одним из первых представлений этого жанра были «Скауты прерии», дебютировавшие в декабре 1872 года в Чикаго. Основателем шоу и одним из его участников являлся Нед Бантлайн, автор дешёвых романов о жизни на Диком Западе. Другие роли исполняли Уильям Ф. Коди (в будущем знаменитый Баффало Билл), ковбой и скаут Джек Омохундро по прозвищу Техасец Джек, итальянская танцовщица Джузеппина Морлаччи. Хотя критики разругали спектакль, он имел успех и прославил Уильяма Коди, который в 1883 году создал «Шоу Дикого Запада Баффало Билла».

Это было представление совершенно нового типа, с которым Коди продолжал выступать вплоть до 1915 года. Его продюсер Джон Берк использовал в работе инновационные методы рекламы, что поспособствовало успеху и широкой популярности шоу. «Шоу Дикого Запада» восемь раз совершало турне по Европе. Первая такая поездка состоялась в 1887 году в рамках американской выставки в Лондоне. На представлении 20 июня 1887 года присутствовала королева Виктория и члены королевской семьи, включая будущего короля Георга V и кайзера Вильгельма II. Всего за время гастролей было дано более 300 представлений и продано 2,5 млн билетов.

В годы расцвета в шоу одновременно принимало участие до 1200 исполнителей (ковбоев, скаутов, индейцев, военных, мексиканцев), а также множество животных, включая буйволов и техасских мустангов. Каждое представление продолжалось три или четыре часа. Программу открывал выезд всех участников. Дальше следовали охота на бизонов, ограбление поезда, сражения с индейцами. В грандиозном финале, называвшемся «Атака на горящую хижину», всадники-индейцы нападали на мирных поселенцев, поджигали постройку, но в последний момент защитников хижины «спасали» Баффало Билл, ковбои или мексиканцы. Время от времени публике демонстрировались реконструкции сражения при Литтл-Бигхорне. В роли генерала Кастера обычно выступал «король ковбоев» Бак Тейлор. После его «гибели» на сцене появлялся Баффало Билл, который опаздывал к финалу сражения и мстил за Кастера, «убивая» и «скальпируя» вождя шайенов по имени Жёлтая Рука.

В «Шоу Дикого Запада» участвовали многие известные ковбои: сам Уильям Коди, Бак Тейлор, Бронко Билл, Джеймс Лоусон, Билл Баллок, Тим Клэйтон, Койот Билл и Бридл Билл. Кроме «белых» были задействованы индейцы, набиравшиеся в основном из племён Великих равнин, таких, как лакота. На короткое время к «Шоу Дикого Запада» присоединился вождь Сидящий Бык, который был одной из главных его «звёзд». Он сдружился с Баффало Биллом и охотно принял от него в подарок лошадь, когда возвращался домой. Среди других знаменитых вождей индейцев, участвовавших в представлении, были Красное Облако, Джозеф и Джеронимо.

Бурский военный цирк Питера Кронье

Коммерческий успех «Шоу Дикого Запада» подстегнул появление нескольких более или менее удачных его аналогов. В 1903 году Питер Кронье, отставной бурский генерал и участник обеих бурских войн (18801881 и 18991902 годов), вместе с американским предпринимателем Фрэнком Филлисом создал странствующий цирк, представлявший публике недавние события англо-бурской войны. Его цирковая труппа состояла из 400 человек, в большинстве своём настоящих ветеранов войны с обеих сторон, а также 300 лошадей. Представление включало исполнение конных трюков со стрельбой. Его фоном являлась специально возведённая африканская деревня, населённая кафрами, матабеле, зулусами и другими туземцами. С этим цирком Питер Кронье гастролировал по США, устраивал представления и выставки. В 1904 году он участвовал в работе Всемирной торговой выставки, проходившей в Сент-Луисе, где дважды в день командовал бурами в «сражении» против англичан.

Очевидно, предприятие Кронье приносило ему хорошую прибыль, поскольку через год он уже выступал на Кони-Айленде в Нью-Йорке, в то время главном парке развлечений страны. Как сообщала своим читателям газета New Yor Times, в представлении было задействовано свыше 1000 человек, включая 200 африканцев, и 600 лошадей. Шоу разворачивалось на площади 14 акров (56 656 м²), окружённой сплошным забором. 58 художников изобразили на ограде африканский пейзаж, в том числе города Коленсо и Паардебург. Хотя Кронье всё ещё оставался главной фигурой представления, в нём также были задействованы несколько других высших офицеров с британской и бурской стороны. Один из них смотрелся особенно живописно из-за того, что потерял руку в битве за Спион Коп. Шоу пользовалось огромным успехом у зрителей. Однако участие Кронье в представлениях навлекло на него недовольство бывших соотечественников. Из-за травли в газетах, где его называли «цирковым генералом», он так и не смог вернуться в Африку.

Реконструкции в Европе

В Европе военные реконструкции были преимущественно частью крупных публичных мероприятий, устраиваемых в честь национальных праздников или юбилеев известных сражений. Как и по другую сторону Атлантики, в реконструкциях фигурировали непосредственные участники событий или же нанятые актёры. В Британии одним из таких событий стало празднование 16-летней годовщины знаменитого боя на Роркс-Дрифт, которое состоялось в 1895 году в зимних садах Челтнема. В ходе показанной гостям праздника реконструкции 25 ветеранов сражения, одетых в соответствующую времени униформу, успешно «отразили атаку» 75 «зулусов».

В России в 1906 году, когда отмечалось 50-летие окончания Крымской войны, в Севастополе состоялась полномасштабная костюмированная реконструкция штурма Малахова кургана. Среди гостей присутствовали несколько ветеранов этих событий. В 1912 году таким же образом праздновался 100-летний юбилей Бородинского сражения. Для представления были специально отреставрированы укрепления Шевардинского редута, батареи Раевского и флеши. Идею проведения исторических реконструкций подхватили у своих предшественников большевики, которые в 1920 году во время празднеств, приуроченных к трёхлетнему юбилею Октябрьской революции, воспроизвели штурм Зимнего дворца.

В межвоенный период одним из мест регулярного проведения широкомасштабных исторических реконструкций являлся Королевский турнир на Рашмур-Арене в Олдершоте (графство Гэмпшир). Военное шоу проводилось, чтобы собрать деньги для военных благотворительных организаций. Публике демонстрировались славные страницы британской военной истории XVIXIX веков, в том числе эпоха Елизаветы I, сцены из войны за Испанское наследство, Наполеоновских войн и т.д. На пике популярности представления собирали до 500 000 зрителей и приносили до 40 000 фунтов стерлингов выручки в год. Эта традиция прервалась только в 2010 году из-за сокращения военного бюджета.

Реконструкции в США

Правительство Соединённых Штатах в 1913 году организовало масштабное празднество в ознаменование 50-й годовщины Гражданской войны. С 29 июня по 4 июля на поле битвы при Геттисберге был разбит огромный общий лагерь, в котором в палатках разместились более 50 000 ветеранов (8750 из них представляли Конфедерацию), а также вспомогательный персонал, военнослужащие и гости празднества. Всего в мероприятиях приняло участие более 100 000 человек. В программу празднества входили реконструированные сцены военных действий, включая знаменитую атаку Пикетта. Целью празднества было объявлено примирение сторон, «которые должны были найти друг в друге братьев».

Празднование 100-летия окончания Гражданской войны в 1965 году положило начало современному этапу исторической реконструкции в США. Организаторы постарались использовать площадки мероприятия для того, чтобы познакомить гостей с историческими фактами и проблемами, связанными с войной. В празднике принимали участие более 6000 реконструкторов, которые в своих представлениях воссоздавали битвы Гражданской войны. Своими масштабами мероприятие подстегнуло популярность реконструкторского движения. В 1970-х и 1980-х годах по всей стране стали появляться исторические клубы. К настоящему времени существуют сотни подобных организаций, которые являются непременными участниками государственных мероприятий, а также устраивают собственные фестивали.

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

На полях постановочных сражений Источник - https://warspot.ru/14104-na-polyah-postanovochnyh-srazheniy Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *