ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и выпустившего в 17721778 гг. 4-томное иллюстрированное издание, обусловившее новый подход к физиогномике. Он доказывал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».

Лафатер не первым обратил внимание на внешний облик человека, особенно на его лицо, изучение которого привело его к мысли собрать массу типов людей и на эту тему подготовить научное исследование.
Термин физиогномика был знаком еще в глубокой древности, его использовал древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ, практиковавший в V-IV веках до нашей эры. Гиппократ считал, что каждая особь несет в себе черты наследственности, что отражается как во внешности, так и в свойствах натуры. Он также обратил внимание, что и болезни могут передаваться по наследственной линии. Значит, здоровье можно предсказывать
Позднее итальянский врач, философ, алхимик и драматург Джаммбаттиста делла Порта (1535-1615), создатель камеры-обскуры — далекого предшественника современного фотоаппарата, в 1586 году выпустил труд, названный им о человеческой физиогномике. В нем он описал свойства натуры человека, его внешности, типичных выражений лица, которые могли свидетельствовать о том или ином типе характера: добром, злом, спокойном, нервном.
Эта книга стала буквально настольной для Каспара Лафатера.

Иоганн Каспар Лафатер родился 15 ноября 1741 года в городе Цюрих, Швейцария. Изучал богословие, занимал должность пастора в своем родном городе. Позднее, за протест против оккупации Швейцарии французами выслан из Цюриха, но через несколько месяцев вернулся. Вскоре издал сборник стихотворений, за которым последовал сборник богословского содержания.
С 1769 года Лафатер стал собирать материалы для «Физиономики», которая вышла в Лейпциге и Винтертуре, с массой рисунков лучших по тем временам граверов. В 1778 году в Гааге вышло французское издание, еще более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя и продолжал заниматься богословскими трудами.

Теория физиономики Лафатера заключается в положение о том, что человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное, вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиономика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма.
Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиономика может ограничиться изучением черепа и лица человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь — в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица глаза, с окружающими их нервами и мускулами.

По Лафатеру, у Фридриха Барбароссы глаза гения, складки лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств.
Для скупцов и сластолюбцев характерна выпяченная нижняя губа.
Широкое расстояние между бровями и глазами у Декарта указывает на разум не столько спокойно-познающий, сколько пытливо стремящийся к этому.
В мягких локонах Рафаэля проглядывает выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности.
У Игнатия Лойолы, бывшего сперва воином, затем — основателем ордена иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем носе» и в лицемерно полуопущенных веках. Изумительный ум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа».

Лафатер составил и свой собственный психологический портрет: «Он чувствителен и раним до крайности, но природная гибкость делает его человеком всегда довольным… Посмотрите на эти глаза: его душа подвижно-контрастна, вы получите от него все или ничего. То, что он должен воспринять, он воспримет сразу или никогда… Тонкая линия носа, особенно смелый угол, образуемый с верхней губой, свидетельствует о поэтическом складе души; крупные закрытые ноздри говорят об умеренности желаний. Его эксцентричное воображение содержит две силы: здравый рассудок и честное сердце. Ясная форма открытого лба выказывает доброту. Главный его недостаток доверчивость, он доброжелателен до неосторожности. Если его обманут двадцать человек подряд, он не перестанет доверять двадцать первому, но тот, кто однажды возбудит его подозрение, от него ничего уже на добьется…»

В настоящее время очевидно, как много в книге Лафатера фантастики, абсурда и просто чепухи, хотя она переведена с немецкого языка на французский и английский и выдержала несколько изданий. Но в свое время даже многие передовые люди увлекались этой книгой. Великий Гёте отдавал дань сочинению Лафатера. Чарлз Дарвин в своей книге о мимике, вышедшей в 1862 году, называет И. Г. Лафатера в числе тех, чьи труды по выразительности эмоций заслуживают признания.
Резонанс книги Лафатера был очень велик, она была популярна и в России. Русская царица Екатерина II отправила делегацию во Францию и Швейцарию во главе со своим сыном Павлом, который в 1782 году встречался с Лафатером в Цюрихе, их беседа продолжалась несколько часов.
Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками многих известных людей того времени на «Физиономику». Например, Г. X. Лихтенберг едко высмеивал амбиции физиогномистов и в «Афоризмах», и в сатирической поэме. «Что такое физиогномика Лафатера, спрашивал Лихтенберг, это четвероногий орел без крыльев».

Иоганн трагически погиб 2 января 1801 года, пытаясь увещевать пьяных французских мародеров. Один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение. Современники весьма уважали писателя, что отмечает Карамзин в «Письмах русского путешественника», повествуя о встрече с ним.

Критикуя произведения Лафатера, все же нельзя не отдать дань его любознательности, искренней вере в открытые им физиогномические принципы. Он внимательно зарисовал тысячи лиц, создав фонд из 600 таблиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал «библией физиогномики». Удивительно, что Лафатер точно воспроизводил пропорции и особенности строения лица, не зная научной анатомии. Он точно документировал большое число правильных наблюдений, обладая изумительной памятью на лица. Лафатер поражал своих единомышленников способностью правильно расшифровать мимику наблюдаемого субъекта. Конечно, при этом он предостерегал от слепого подражания, считая, что «физиогномическое чутье это дар божий».

Сформулированные Лафатером 100 принципов физиогномики, однако, не свидетельствуют о его физиогномическом чутье. Они составлены без всякого порядка, не имеют никаких обоснований, и было бы странно искать в них какую бы то ни было систему.
Текст книги Лафатера современная Британская энциклопедия называет рапсодиальными комментариями к многочисленным портретам.
https://www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section485-20066.html
https://ruspeh.ru/people/item/dennis-gabor

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

ГЛАВНЫЙ ФИЗИОГНОМИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН Главным физиогномистом всех времен называют Иоганна Каспара Лафатера (Lavater I., 1772), швейцарского священника, поэта и художника, подготовившего и

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *