24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула — во-первых, это самая старая автогонка на выносливость, которая проходит ежегодно с 1923 года, а во-вторых — в 1955 году во время гонки произошла самая большая автомобильная катастрофа за всю историю автоспорта, в результате которой погибли 84 человека (в том числе один из гонщиков) и еще 120 человек были серьезно травмированы.

Гонка 24 Hours of Le Mans началась 11 июня 1955 года. Конкуренция между такими командами как Mercedes, Jaguar, Aston Martin была крайне остра, и почти с самого начала гонки было побито много существующих рекордов круга Ле Мана по времени и скорости. К концу 35-го круга Пьер Левэ (Pierre Levegh), пилотирующий Mercedes-Benz 300 SLR под номером 20, вместе с Austin-Healey 100 Лэнса Маклина (Lance Maclin), который держался немного правее, следовали по пятам за Jaguar D-type Майка Хоторна (Mie Hawthorn), приближаясь к месту пит-стопа. Майк запоздало увидел сигнал с пит-стопа о дозаправке, и стремительно стал тормозить и выруливать на пит-стоп, решив не делать еще один круг. Так как на ягуаре стояли дисковые тормоза (в то время это было новинкой), он тормозил гораздо быстрее остальных учасников заезда, и его маневры заставили Лэнса Маклина, следовавшего за ним почти вплотную, резко ударить по тормозам, выбросив из-под колес небольшое облако пыли, и вырулить влево, избегая столкновения. При этом он совершенно забыл о ехавшем за ним Пьере Левэ на мерседесе, у которого не осталось времени среагировать, и который на скорости примерно 240 км/ч ударил Austin-Healey в левое заднее крыло. В результате удара на такой большой скорости мерседес поднялся в воздух и, мгновенно преодолев ограждения трассы, улетел в толпу зрителей, сминая все на своем пути.

Из-за огромной скорости столкновения, мерседес после удара об ограждения зрительских трибун, разлетелся буквально на части, что и повлекло за собой столько жертв. Двигатель, капот, передняя ось отделились от рамы и разлетелись по трибунам, сшибая на своем пути зрителей. Пилота тоже выбросило из машины, и он скончался от удара головой об трибуну при приземлении. Интересно, что в то время на гоночные автомобили не ставили ремни безопасности, так как среди гонщиков было распространено мнение, что лучше быть выброшенным из автомобиля, нежели сгореть в нем или быть смятым, будучи пристегнутым к сиденью. Однако, врядли бы Пьеру Левэ ремни помогли: после приземления остатки кузова мерседеса загорелись из-за лопнувшего бензобака, и, учитывая, что сам кузов был сделан из специального легкого магниевого сплава, это вызвало огненные всполохи, которые разлетелись на трассу и на окружающие трибуны, добавляя новых жертв. Кроме того, очевидцы пытались тушить пожар водой, добавляя интенсивности горению магниевого кузова, и в результате пожар продолжался несколько часов.
Автомобиль Лэнса Маклина Austin-Healey 100 после столкновения отлетел в дальнюю от трибун стенку и отрикошетил обратно через всю трассу к ограждениям зрителей, по пути задавив одного из них. Сам Лэнс практически не пострадал.
В результате аварии скончалось 84 человека, в том числе один гонщик — Пьер Левэ, и более 120 зрителей получили серьезные травмы. Это происшествие вошло в историю как самая кровопролитная авария с наибольшим количеством жертв за все время существования автоспорта.

Гонку решили не останавливать, чтобы уезжающие зрители не мешали движению скорых и пожарных и не занимали дорогу к городу. В полночь по просьбе Джона Фитча (John Fitch), второго пилота, который должен был заменить Пьера Левэ, в команде Mercedes состоялось срочное заседание совета директоров, на котором было решено закончить гонку досрочно в знак уважения к жертвам инцидента. Через восемь часов после аварии два оставшихся экипажа мерседес — Хуана Мануэля Фанжио (Juan Manuel Fangio) / Стерлинга Мосса (Stirling Moss) и Карла Клинга (arl ling) / Андрэ Симона (Andre Simon) были выведены из гонок, несмотря на то, что команда лидировала. Также директора команды предложили выйти из гонки и команде ягуар, но те отказались. В результате победителем 24-часовой гонки Ле Ман 1955 года стала команда Jaguar и ее пилоты Майк Хоторн и Айвор Бьюб (Ivor Bueb).
На следующий день в Ле Мане состоялись похороны всех погибших. В то же время праздновали победу гонщики команды ягуар. Французская пресса хоть и осветила это событие, но отнеслась к команде Jaguar с легким презрением, считая, что виновником трагедии стал именно Jaguar D-type Майка Хоторна. Однако официальная комиссия постановила, что ягуар не был виновником, и возложила всю ответственность на недостаточные меры безопасности для зрителей на трассе. Это послужило толчком для закрытия и переоборудования не только трассы в Ле Мане, но и многих других во Франции, Испании, Германии и других странах. В Швейцарии до сих пор действует запрет на гонки, в которых автомобили могут приближаться друг к другу борт к борту (т.е. по сути, запрещены гонки вообще).
В 1955 году было проведено еще лишь две гонки — RAC Tourist Trophy в Англии и итальянская Targa Florio, лидером в них стала команда Mercedes. После этих двух соревнований, в мерседес заявили, что уходят из автоспорта на неопределенный срок и сосредоточатся на разработке легковых автомобилей для населения. Точно также чуть позже решили и в команде ягуар.
Джон Фитч после инцидента ушел из гонок и стал активно участвовать в увеличении безопасности пилотов и зрителей на гоночных трассах. По его инициативе на трассе в Ле Мане были переделеаны все пит-стопы.

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

24 часа Ле-Мана 1955 года: иногда на гонки лучше не ходить Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *