БОЙНЯ НА «ЗОНГЕ»

БОЙНЯ НА ЗОНГЕ Бойня на «Зонге» (англ. Zong massacre) убийство около 140 рабов-африканцев, совершённое экипажем британского невольничьего судна «Зонг» во время плавания из Аккры на Ямайку в

Бойня на «Зонге» (англ. Zong massacre) убийство около 140 рабов-африканцев, совершённое экипажем британского невольничьего судна «Зонг» во время плавания из Аккры на Ямайку в конце ноября начале декабря 1781 года. Когда на судне, сбившемся с курса из-за навигационной ошибки, иссяк запас пресной воды, члены судовой команды в течение нескольких дней утопили часть рабов, выбросив их связанными за борт. По окончании рейса владелец «Зонга» ливерпульский работорговый синдикат, заранее застраховавший жизни перевозимых на судне рабов, потребовал у страховой компании покрытия убытков, понесённых фирмой из-за «гибели товара в море». Отказ страховщика возместить ущерб привёл к серии судебных слушаний, по результатам которых было решено, что в определённых обстоятельствах умерщвление рабов может считаться законным, и страховая компания обязана выплатить клиенту-работорговцу страховое возмещение за их смерть.
Тяжба работоргового синдиката со страховой компанией привлекла внимание известного британского аболициониста Гранвиля Шарпа, попытавшегося возбудить судебный процесс по обвинению экипажа «Зонга» в преднамеренном убийстве. Общественное возмущение, вызванное расправой на «Зонге», способствовало росту аболиционистского движения в Великобритании и за её пределами.
Событиям на «Зонге» посвящён ряд произведений литературы и искусства, в том числе картина выдающегося британского живописца-романтика Уильяма Тёрнера «Невольничье судно» (1840).
Судно «Зонг» сначала носило название «Зорг» (голл. осторожность), данное собственниками Middelburgsche Commercie Compagnie. «Зорг», имевший порт приписки в Мидделбурге, плавал в качестве невольничьего судна, и в 1777 году совершил успешное плавание на побережье Суринама. «Зорг» представлял из себя так называемое «судно с квадратной кормой» грузоподъёмностью в 110 тонн (согласно традиционному способу обмера). 10 февраля 1781 года судно было захвачено британским 16-пушечным кораблём Alert. 26 февраля Alert и его трофей «Зорг» прибыли к замку Кейп-Кост на побережье современной Ганы.
В начале марта 1781 года «Зорг» был приобретен владельцем судна William от лица синдиката ливерпульских торговцев. Синдикат составляли Эдвард Уилсон, Джордж Кейс, Джеймс Эспнелл, Уильям, Джеймс и Джон Грегсоны. С 1747 по 1780 годы Уильям Грегсон получил доход от 50 плаваний за невольниками и в 1762 году занимал пост мэра Лондона. К концу его жизни на борту кораблей, в которых он имел долю, был перевезён 58 201 невольник из Африки.
Сначала командиром «Зонга» был Люк Коллингвуд, бывший хирургом на судне William. У Коллингвуда не хватало опыта в навигации и командовании, он был корабельным хирургом, принимавшим участие в отборе невольников при покупке в Африке — было известно, что те, кого отвергнут, будут убиты. Порой эти убийства происходили в присутствии хирурга. Возможно, что Коллингвуд уже присутствовал при массовом убийстве невольников и согласно комментариям историка Джереми Криклера это могло подготовить его психологически к участию в резне, происшедшей на борту «Зонга». Первым помощником Коллингвуда был Джеймс Келсалл, также служивший на «Уильяме». Единственный пассажир на борту Роберт Стаббс был губернатором Анобаму, британского укрепления близ замка Кейп-Кост — ему пришлось оставить свой пост спустя девять месяцев после плавания. В заявлениях свидетелей, собранных Африканским комитетом, содержались обвинения в том, что он был полуграмотным пьяницей, плохо управлявшим работорговлей форта.
Экипаж «Зонга» после отплытия из Африки состоял из 17 человек, этого было совершенно недостаточно для поддержания достаточных санитарных условий на борту судна. Наём моряков в Британии представлял трудности ввиду опасностей заражения и бунта рабов, тем более наём для экипажа голландского судна, захваченного у берегов Африки. «Зонг» управлялся уцелевшими моряками из первоначального голландского экипажа, экипажем «Уильяма» и безработными моряками из поселений вдоль африканского побережья.
27-28 ноября на расстоянии 50 км был замечен остров Ямайка, однако команда приняла его за остров Гаити, на котором в то время находилась французская колония Сан-Доминго. «Зонг» пошёл дальше, держась курса на запад, оставив Ямайку позади. Ошибка обнаружилась, когда Ямайка была уже в 480 км с подветренной стороны.
К этому времени из-за переполнения, недоедания, несчастных случаев и болезней на судне уже умерли несколько матросов и приблизительно 62 африканских раба. Джеймс Керсалл позднее заявил, что после обнаружения навигационной ошибки на судне осталось воды только на 4 дня, а Ямайка была уже в 10-13 днях плавания.
Если бы рабы умерли на берегу, то ливерпульские судовладельцы не получили бы страхового возмещения. Аналогично если бы рабы умерли «естественной смертью» (термин того времени), находясь в море, то страховку также бы не выплатили. Но если бы часть рабов выбросили за борт с целью спасти оставшуюся часть «груза», то имел бы место страховой случай согласно доводу общей аварии. Страховые выплаты составили бы 30 фунтов за каждого раба.
29 ноября экипаж собрался, чтобы обсудить предложение о выброске части рабов за борт. Джеймс Келсалл позднее заявлял, что сначала он высказал несогласие с планом, но вскоре моряки пришли к единодушному согласию. 29 ноября 54 женщины и детей ребенка были выброшены через окна кают в море. 1 декабря за борт были выброшены 42 раба мужского пола. В течение нескольких последующих дней в море отправились ещё 36 рабов. Ещё десять рабов выбросились сами, чтобы бросить вызов бесчеловечному поведению работорговцев. Услышав крики жертв, бросаемых в море, один из рабов обратился с просьбой к команде, что все оставшиеся африканцы откажутся полностью от пищи и воды, чтобы не быть брошенными за борт. Просьба была проигнорирована экипажем. В отчёте суда королевской скамьи содержится информация, что один из рабов пытался вскарабкаться обратно на судно.
Впоследствии заявлялось, что рабы были выброшены за борт, поскольку на судне не было достаточного количества воды, чтобы сохранить жизни всем рабам в течение всего остатка плавания. Это заявление было оспорено, поскольку по прибытию на Ямайку 22 декабря на корабле оставалось 420 имперских галлонов (1900 л) воды. В письменном показании под присягой, составленным Келсаллом, докладывалось, что 1 декабря, когда были убиты 42 раба, больше суток шли сильные дожди, благодаря чему было набрано 6 бочек воды запас на 11 дней.
22 декабря «Зонг» прибыл на Ямайку в порт Блэк-Ривер. На борту судна находилось 208 рабов, меньше половины от общего числа, отправившихся из Африки. Рабы были проданы по цене 36 фунтов за голову. Законность захвата «Зонга» у голландцев была подтверждена судом ямайского вице-адмиралтейства. Судно было переименовано в Richard of Jamaica. Люк Коллингвуд скончался спустя 3 дня по прибытии на Ямайку.
В 2007 году на Блэк-ривер (Ямайка) у места, где причалил «Зонг», был установлен мемориальный камень.
Парусный корабль, изображающий «Зонг» (стоивший 300 тыс. фунтов) был пришвартован у Тауэрского моста в марте 2007 года в ознаменование 200-летнего юбилея принятия Акта об отмене рабства 1807 года. На корабле помещены отображения резни на «Зонге» и работорговли. Рядом с парусником стоял фрегат Королевского флота «Нортумберленд», на котором была устроена выставка, посвящённая участию Королевского флота в подавлении работорговли после 1807 года.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *