TORPILLEUR NO.1 — ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕРИИ МИНОНОСЦЕВ

TORPILLEUR NO.1 - ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕРИИ МИНОНОСЦЕВ Картина Поля Жобера «В проливе Ла-Манш с борта миноносца выпускают военных голубей» (Lacher de pigeons militaires à bord dun torpilleur en

Картина Поля Жобера «В проливе Ла-Манш с борта миноносца выпускают военных голубей» (Lacher de pigeons militaires à bord d’un torpilleur en Manche). 1896-й год.
В июле 1875 года французская Комиссия морской обороны (Commission des défenses sous-marins) заказала фирме «Клапаред эт Сье» новый тип военного корабля. Он получил обозначение Torpilleur No.1 (Миноносец 1) и положил начало крупной серии из 370 кораблей, которые стали основой мобильной обороны Французской республики на следующие двадцать лет.
Размеры миноносца диктовались условиями театра военных действий, который включал в себя также Северное и Балтийское море, благодаря чему корабль получил право гордо именоваться мореходным миноносцем. Он имел водоизмещение 101,4 тонн и нес два подводных торпедных аппарата (по одному в носу и в корме). Длина корабля составляла 38,7 метра, ширина по миделю 4,2 метра, экипаж состоял из 9 человек. Проект обладал рядом особенностей, передовых для своего времени: например, была предусмотрена возможность передвижения экипажа под верхней палубой от носа до кормы, что было довольно проблематично для корабля с таким низким надводным бортом.
В марте 1877 года на ходовых испытаниях Torpilleur No.1 показал максимальную скорость хода 15,42 узла (мощность силовой установки 800 л.с.), но его маневренность оказалась плохой, а остойчивость недостаточной. В 1883 году он был переименован в «Изер», а в 1889 году окончательно исключен из списков флота. Несмотря на очевидный факт, что более крупный корабль имеет значительно больший потенциал, «Миноносец 2» имел водоизмещение всего 32 тонны. Таким образом, он и его последующие систершипы могли использоваться только для обороны портов и побережья. По мере появления новых серий, водоизмещение французских миноносцев медленно росло и к 1907 году снова достигло 100 тонн.
Возросшие к концу столетия размеры британских и германских миноносцев побудили Францию пересмотреть свои воззрения на «малые миноносцы», так как была очевидна потребность в крупных кораблях, способных сопровождать флот в открытом море. Несмотря на протесты представителей «Молодой школы» (группы прогрессивно мыслящих молодых офицеров, воззрения которых заключались в том, что французский флот должен полагаться на «количество, скорость, неуязвимость и специализацию») последовал заказ на девять крупных единиц названных «миноносцами-разведчиками» (torpilleurs-éclaireurs) и известных как тип «Балэ». Эти корабли водоизмещением 50-60 тонн позже были названы «миноносцами открытого моря» (torpilleurs de haute mer) и открыли собой линию развития боевых кораблей, которая завершилась в европейских флотах лишь к началу Второй мировой войны, почти пятьдесят лет спустя.
ПРИМЕЧАНИЕ: условия обитания на подобных кораблях достойны отдельного упоминания. Так, осенью 1881 года из Лондона в Средиземное море после завершения постройки совершили переход два новейших австрийских миноносца. Командир одного из них, капитан-лейтенант Риппер, оставил любопытное замечание по поводу бытовых условий, в которых пребывал экипаж: «Санитарные узлы были представлены в виде выносных чанов в офицерском помещении и матросском кубрике. Нужно отметить, что «гальюн» команды за все время перехода ни разу не использовался, поскольку экипаж предпочитал справлять свои потребности другим способом (за борт), чтобы не портить воздух в тесном жилом помещении. В качестве самого целесообразного учреждения для этой цели следует предложить прочные железные перила с легкой подножкой».

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *