ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА «НАГАТО»

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

2 декабря 1941 года радист японского линкора «Нагато» передал в эфир знаменитую радиограмму «Ниитака ноборе» (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что означало начало военных действий. 7 декабря американская Военно-морская база в Пирл-Харбор была атакована японской палубной авиацией…
…15 августа 1945 года моряки «Нагато» были собраны на верхней палубе и слушали трансляцию обращения императора. 30 августа состоялась капитуляция военно-морского района Йокосуки, и на борт «Нагато» поднялись американские моряки. 2 сентября Япония капитулировала.
15 сентября 1945 года линкор «Нагато» вычеркнули из списков императорского флота.
После раздела остатков японского флота корабль вошел в американскую часть. Флот США не нуждался в подобном усилении, поэтому было принято решение использовать линкор для проведения ядерных испытаний.
С 6 февраля по 11 мая 1946 года 180 американских специалистов ВМФ готовили линкор «Нагато» к последнему походу к атоллу Бикини, где легендарный флагман адмирала Ямамото, должен был стать одной из целей ядерных испытаний. Хотя «Нагато» был одним из самых старых военных кораблей Императорского флота, он принимал участие в боях и был серьезно поврежден в сражениях за Филлиппины.
После 3-х дневных испытаний в Токийском заливе, в течение первых двух недель марта, а так же переговоров с некоторыми японскими специалистами, знавшими «Нагато», линкор вышел из Токио в Эниветок.
В пути старый линкор сопровождал один из крейсеров поздней постройки «Сакава» (1944 г.). С двумя работающими из четырех огромных винтов, исполин мог развить скорость только в 10 узлов. Два других винта просто вращались под напором воды. Линкор водоизмещением 35 тысяч тонн идущий с такой небольшой скоростью требовал повышенного внимания к управлению, так как совсем легко уходил с курса — порой непослушный корабль выписывал зигзаги.
Первая часть пути прошла без приключений, но затем стало очевидно, что «Сакава» и «Нагато» набирают воду, а насосы не справляются с холодным душем, сквозящим через боевые раны обоих кораблей.
О качестве в спешке выполненных японцами ремонтных работ, можно было судить хотя бы по тому, что на 8-й день плавания, корабль принял 150 тонн воды в носовые отсеки. И чтобы выровнять линкор, пришлось дополнительно затопить отсеки на корме.
На 10-й день «Сакава» окончательно отстал. При попытке взять его на буксир на линкоре взорвался один из котлов. Оба корабля встали.
Несколько дней, пока не подошли буксиры, остатки некогда величественного флота дрейфовали. Потом с черепашьей скоростью в 1 узел буксир тащил тушу «Нагато» в Эниветок. Несомненно, если бы не помощь еще одного более крупного буксира, линкор рисковал попасть в шторм и затонуть: не работали насосы, на борту не было электричества, крен достиг 7 градусов. На подступах к Эниветоку «Нагато» все же попал в полосу тайфуна, но остался невредимым и 4 апреля бросил якорь — на 18-й день перехода.
После 3-х недельного ремонта «Нагато» предпринял последний в своей жизни 200-мильный поход к месту своей последней стоянки атоллу Бикини. Казалось, огромных корабль в последний раз хотел показать на что способен — уже с нефункционирующим вооружением, на скорости 13 узлов, без посторонней помощи достиг своей цели.
Главной мишенью испытаний был американский линкор-ветеран «Невада», выкрашенный в яркий красно-оранжевый цвет, он должен был стать эпицентром взрыва. По правому борту от «Невады» суждено было стоять «Нагато». Бывшие противники должны были встретить мощнейший взрыв плечом к плечу. 21-килотонная бомба первого испытания Эйбл, получившая название «Гильда» («Джильда»), была взорвана 1 июля 1946 года на высоте примерно 150 метров над уровнем океана, взрывная волна распространялась от эпицентра со скоростью 3 мили в секунду! Но вся эта совершенная мощь, последнее слово в науке и технике оказались бессильны перед «человеческим» фактором. «Невада» и «Нагато» должны были принять всю мощь взрыва на себя, но взрыв произошел не там, где намечалось. Не над ветераном Перл-Харбора, а над легким авианосцем «Индепенденс», чья полетная палуба была уничтожена, корпус смят, а надстройка сметена, как чудовищным молотом. Спустя шесть часов авианосец еще горел.
А что «Нагато» Бомба разорвалась примерно в 1.5 километрах от линкора, и, можно сказать, не сильно повредила его «пагоды» и орудийные башни. Главный дальномер да некоторые коммуникации вот и все, что было выведено из строя. Силовая установка и прочие жизненно важные механизмы не пострадали. Сосед «Невада» получил повреждения надстройки, да труба обрушилась и только! Линкоры выстояли.
(Американцы, исследуя «Нагато» после взрыва были удивлены, что 4 из действующих котлов остались нетронутыми, в то время как на американских кораблях на той же дистанции от взрыва, эти механизмы были разрушены либо отказали. Комиссия ВМФ приняла решение тщательно изучить силовую установку японского корабля и внедрить некоторые особенности конструкции в американские послевоенные суда).
25 июля 1946 года, вторая бомба следующего испытания «Бэйкер», получившая название «Хелен из Бикини», была взорвана с целью обрушить на корабли ударную волну из массы воды. Американский авианосец «Саратога» — с одной стороны и «Нагато» — с другой, должны были встретить взрыв на расстоянии 870 м от эпицентра и находились ближе всех к нему, если не принимать во внимание линкор «Арканзас», находящийся в почти 400 метрах.
Огромная лавина воды высотой 91.5 метра, массой несколько миллионов тонн со скоростью 50 миль в час обрушилась на «флот Бикини». На сей раз «Нагато» принял удар так, как было рассчитано, и мелкими повреждениями уже невозможно было отделаться. Несчастный «Арканзас» взрывом был вдавлен в воду и затонул за 60 секунд. Огромный «Саратога» получил удар такой силы, что его корпус был смят как картонный, а полетная палуба продольно была испещрена огромными трещинами.
Но когда туман из брызг и дым рассеялись, «Нагато», как ни в чем ни бывало, оставался на плаву — он опять оказался сильнее атомного взрыва. Как несокрушимая гора, линкор возвышался над поверхностью воды, его огромная «пагода»-надстройка и орудийные башни, казалось, не понесли никакого значимого ущерба от ярости «Бейкера».
Лишь крен в 2 градуса на правый борт выдавал тот факт, что корабль только что перенес самый страшный взрыв и подводную ударную волну. За кормой японца американский линкор «Невада» так же пережил сокрушающий удар, но его мачты и надстройки были разрушены.
Таким образом, казалось, массивные корабли оказались абсолютно невосприимчивы к силе атома. Однако, все еще на плаву, они таили в себе иную опасность радиационную. Выброшенные на палубы массы загрязненной воды сделали невозможным приближение к кораблям ближе чем на 1000 метров. После визуального осмотра был отмечен крен в 5 градусов, но казалось, что «Нагато» вовсе не собирался тонуть!
Американцы попытались смыть радиацию с испытуемых кораблей с помощью брандспойтов, но это не принесло успеха. Уровень радиации был настолько высоким, что счетчики Гейгера истерично щелкали рядом с кораблями. Американцы были удивлены, что подводный взрыв оказался очень «грязным» по сравнению с первым — они не учли огромное количество загрязненной воды, прокатившейся по палубам.
Надежды спасти корабли были тщетны, команды не могли взойти на борт для того, чтобы исследовать повреждения и предотвратить затопление внутренних отсеков. Не имея возможности как-то побороться за живучесть «Саратоги», американцы бессильно наблюдали, как медленно авианосец соскользнул на дно, встав на ровный киль. «Нагато» тоже, молчаливо взирал, как носовая часть «Саратоги» с номером «3» последний раз мелькнула над водой.
После того, как невозможность дальнейшего изучения «Нагато» ввиду радиации стала очевидной, американцы быстро потеряли к нему интерес. Хотя были высказаны предложения отбуксировать линкор на глубину и затопить, загрязненность делала такие попытки весьма небезопасными. Тем более, что крен на правый борт постепенно очень медленно увеличивался — спустя три дня он составлял 8 градусов. Это было настолько необычно, что многие наблюдатели стали подозревать, что «Нагато» удастся выжить. И это тем более беспокоило американцев — теперь им нужно было как-то избавляться от «радиактивного линкора»!
Но утром 29 июля ситуация кардинально изменилась. «Нагато» еще был на плаву, но уже очень сильно осел, так что воды атолла Бикини могли спокойно переливаться на палубу со стороны правого борта и затоплять отсеки под главной надстройкой. Крен достиг 10 градусов, но со стороны казалось, что в таком состоянии корабль может пробыть довольно длительное время очевидно, затопление постепенно выровняло «Нагато», который продолжал возвышаться над волнами рядом с «Невадой»
На атолл опустилась ночь. Именно под покровом темноты, «Нагато» ушел на дно, как будто не пристало гордости японского флота тонуть под взорами любопытных американцев — он выбрал свое время. Ранним утром 30 июля, крен, видимо, неожиданно увеличился, нос корабля задрался, линкор опрокинулся, оседая на морское дно. Никто не знает точного времени, никто не был очевидцем, как затонул корабль — такой должна быть смерть переполненного достоинством истинного самурая.
Недоумевающих американцев на заре встретило ровная океанская гладь на том месте, где стоял «Нагато». Его гибель заметно упрощала положение дел. Позднее, подводные исследования выявили, что «Нагато» лежит на морском дне на правом борту под углом 120 градусов вверх дном, корма разбита, так как опустилась на дно первой, но, что любопытно, «мостик Ямамото» оказался неповрежденным надстройка оторвалась и одной стороной зарылась в ил.
С тех пор, «Нагато», как и многие остальные жертвы испытаний покоятся на морском дне, являясь лакомым кусочком для исследователей затонувших судов, которые посещают Бикини с завидным рвением и регулярностью.
https://iruan.livejournal.com/549792.html

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ЛИНКОРА НАГАТО 2 декабря 1941 года радист японского линкора Нагато передал в эфир знаменитую радиограмму Ниитака ноборе (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *