РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы к 1890 году. В переводе с французского это словосочетание означает «новое искусство». Главной особенностью этого стиля является витиеватая декоративность. Наибольшей популярностью в орнаментах пользовались мотивы флористики: изображения цветов, а также женщин со струящимися волосами…
…6 апреля 1860 года на севере Франции в провинции Шампань, в городе Ай, в семье коммивояжера родился Лалик Рене — будущий французский ювелир и стеклянных дел мастер, проживший очень долгую жизнь, повидавший и Парижскую коммуну, и немецкую оккупацию, наблюдавший рождение и смерть двух тотальных стилей art nouveau и art deco, к разработке каждого из которых приложил руку.
Он рано проявил способности к живописи, однако в 16 лет вынужден был прервать занятия изобразительным искусством и устроиться на работу в ювелирную мастерскую в связи со смертью отца. Через два года он поступает в Школу декоративных искусств в Париже, там же изучал рисунок, работал подмастерьем у известнейшего парижского ювелира Луи Окока.
После обучения работал у дома Картье, где его очень ценили, потому что он умел видеть детали, был упрям и точен, и такими же были его рисунки, и в 80-х годах XIX века в Париже уже все в один голос говорили о юном таланте Рене Лалике, мужчины пророчили ему большое будущее и золотые горы, дамы заказывали ему украшения.
Далее учеба в Школе искусств в Лондоне, переход к П. Дестапу, мастерскую которого получает в 1886 году.
Слава пришла к Лалику в 1900 году, когда на Всемирной выставке его изделия имели оглушительный успех, да такой силы, что одной из его заказчиц стала прославленная неповторимая актриса Сара Бернар, для которой в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона.
У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.
Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля Ар Нуво.
В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях.
Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки.
Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.
Познакомившись с творчеством Р. Лалика, Ф.Коти предложил ему разработать флакон для духов. Надо заметить, что в то время духи разливали во флаконы, купленные в аптеке. Так началось это счастливое сотрудничество — Лалик разработал 16 флаконов для фирмы Ф.Коти.
Среди них флаконы для ароматов Cuclamen, Ambre Antique, Styx, Chypr и…
Всего им было создано 250 флаконов духов для различных фирм мира.
Самый известный аромат «Поцелуй Фавна» от Молинара — с изображением целующейся парочки.
Еще с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: «Lalique». Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня.
В 1905 году Рене Лалик открыл свой первый бутик на Вандомской площади в Париже — с этого момента можно начать отсчет истории марки Lalique. Истории триумфа и признания самыми видными деятелями времени — от Сары Бернар и Франсуа Коти до нынешних звезд, таких как Карл Лагерфельд, Элтон Джон, Элизабет Тейлор, Леонардо Ди Каприо, Мадонна.
Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка «Современное искусство», инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения «Мир искусства».
Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было продано автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.
В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года.
А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.
Имя Р. Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.
В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика.
Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком Сингапуром, Вест-Индией, Китаем. Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Неведомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как-будто у самой природы.
Пожалуй, самая его известная работа — золотая брошь «Женщина-стрекоза».
Для головы и тела женщины в этой блестящей брошке, Лалик использовал полудрагоценный светло-зелёный хризопраз; крылья стрекозы декорировал эмалью с золотом и нерегулярными лунными камнями, окружил алмазами, чтобы передать переливающийся символ крыльев насекомого. Крылья в четырех местах и изгибах хвоста позволяют этой крупной брошке прилегать к телу и повторять движения женщины, носившей это украшение. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза», отличается ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней.
С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.
Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы.
В 1925 году Рене Лалик украшает павильон «Севр» для Парижской выставки современного и прикладного искусства. Центральное место павильона великолепный фонтан из стекла под названием «Весна Франции».
Он создает интерьеры огромных пассажирских лайнеров «Нормандия», «Париж», «Де Грасс», «Иль-де-Франс», а также вагонов-люкс легендарного «Восточного экспресса». Он участвовал также в оформлении Дворца японского императора.
(Пассажиры парохода «Нормандия», погибшего в 1942 году, до глубокой старости вспоминали свое пребывание на нем, как сказку. Огромные пятиметровые люстры шедевры Рене Лалика отражались в стеклянных стенах и поражали своей красотой воображение!)
На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.
…Рене Лалик умер в 1945 году, не дожив четыре дня до победы над гитлеровской Германией. После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод.
Марк Лалик положил начало так называемой Хрустальной эре, и с 1945 года все произведения марки стали производиться из хрусталя на заводе в Винген-сюр-Модер.
Внучка Рене Лалика считает, что в творчестве деда большую роль играла любовь к женщинам. Он был три раза женат: первый раз недолго; второй брак был более удачным, но жена умерла в 1909 года, оставив ему сына; третий раз он женился в 52 года, но это не помешало ему иметь двоих детей в этом позднем браке.
Она сказала: «Все, к чему он прикасался, становилось другим, не похожим на земное». Трудно с этим не согласиться!
https://foto-trip.livejournal.com/4694106.html

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

РЕНЕ ЛАЛИК. ЖИВОПИСЬ В СТЕКЛЕ, КАМНЕ И МЕТАЛЛЕ Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *