ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ.

ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ. Род Вернадских вёл своё происхождение от литвинского шляхтича Верну, перешедшего во время восстания Богдана Хмельницкого на сторону гетмана и был неразрывно связан с

Род Вернадских вёл своё происхождение от литвинского шляхтича Верну, перешедшего во время восстания Богдана Хмельницкого на сторону гетмана и был неразрывно связан с украинской землёй. Сам Владимир Иванович родился 12 марта 1855 года в Санкт-Петербурге, но в семьях отца и матери будущего ученого были живы национальные украинские традиции.
Немало сил и энергии В. И. Вернадский отдал развитию украинского высшего образования.
По инициативе В. И. Вернадского была создана первая научная библиотека на Украине, получившая название Всенародной библиотеки Украины. Хорошо зная постановку библиотечного дела в стране и за рубежом, он сам наметил решения многих вопросов, связанных с развитием библиотеки. В 1919 г. Вернадский возглавил Временный комитет по основанию Национальной библиотеки Академии наук в Киеве.
Понимая огромное значение науки для практической жизни, Вернадский полагал, что создаваемая на Украине Академия должна стать высшим, ведущим органом научной работы. В трудное время гражданской войны и преодоления послевоенной разрухи В. И. Вернадский так определил ближайшую и неотложную задачу академической науки в практическом деле общественной жизни: «надо поднять производительные силы страны как естественные силы природы, так и силы населения найти новые силы природы, найти правильным и полным образом старые. Путем широкой исследовательской работы необходимо быстро поднять значение для Украины неиспользованных, скрытых природных богатств и, вместе с тем, путем экономически-статистического изучения надо найти меры, необходимые для поднятия производительности труда ее населения».
Биография Владимира Ивановича Вернадского весьма богата на события, факты, научные и философские работы. В круг интересов ученого входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, биология, радиогеология и философия. Сам же он был сторонником идей славянства и евразийства. Труды Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века.
Биосфера и Ноосфера:
Учение о биосфере Земли («Биосфера» 1926 г.), вызвало напряженные споры в среде научной общественности, но именно с тех пор вошло в научный лексикон исследователей всего мира. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, где протекают биохимические процессы.
По мысли Вернадского, в результате человеческой деятельности биосфера перейдет в новое состояние ноосферу, то есть сферу разума, когда люди будут не только черпать из нее ресурсы, но и преобразовывать ее для умножения взятого.
Это учение о ноосфере стало основой философского наследия Вернадского. Владимир Иванович по праву считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. Русский космизм предложил особый метод мышления, заключающийся в том, что существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так была выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Основными предпосылками возникновения ноосферы Вернадский полагал развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; открытие новых источников энергии, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; победу демократий и доступ к управлению государством широких народных масс; широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также сделает человечество геологической силой.
Вид Homo sapiens, считал ученый, вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и «структуры мозга будут изменены по существу».
Его учение о биосфере и ноосфере стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механики, физики, химии, биологии, геологии…), к синтетическому этапу. Биосфера, по В.Вернадскому, это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и её системы, выступает живое вещество, осуществляющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. Ноосфера состоит из трёх раздельных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений и планеты, взятых как целое. Эти три пласта резко различны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. В. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многомерной картины мира.
«Логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой». Концепция ноосферы определяется им как высшая стадия развития биосферы Земли, когда человеческая мысль становится «физической» планетарной силой. То есть к философскому спору о том, что первично дух или материя, Вернадский подошёл с иной стороны, наделив духовную субстанцию мысль, материальными физическими характеристиками. «Научная мысль могущественным образом меняет природу… Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает всё сильнее и глубже меняться под давлением научной мысли человечества… Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением…». Осмысливая возможность разумной жизни во Вселенной, В. Вернадский делал следующее заключение: «Надо думать, что здесь на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни и что в Космосе где-нибудь существуют её более высокие в этой области проявления».
История науки как особая отрасль знания:
В работе О научном мировоззрении встречаются утверждения о том, что наука произошла от религии. Но в этом не было и нет ничего похожего на примитивную формулу, которая проявляется во взглядах иных людей и сегодня, выстраивающих ход развития истории науки или культуры в следующий ряд: сначала шаманы, затем жрецы, затем ученые. В религиозных и других вне научных представлениях Вернадский видел лишь форму, в которой отливались добытые в практической деятельности знания и с помощью которой они входили в сознание людей.
Первые проблески религиозного вдохновения, технических навыков или религиозной мудрости, писал он в 1912 г., не составляют науки, как первые проявления счета не составляют еще математики. Они дают лишь почву на которой могут развиваться создания человеческой личности. Для этого человеку пришлось перешагнуть через рамки бессознательной коллективной науки работы, приноровленной к среднему уровню и пониманию. Первые шаги научного творчества были еще слабы и ничтожны и реально не были исторической силой, меняющей жизнь данного времени. Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад. Эти цифры он считал лишь первым приближением, требующим дальнейшего уточнения. Важнейшую роль в стимуляции развития науки, кроме практической деятельности человека, сыграл развитие философской мысли. И, прежде всего в древней Индии, откуда она распространилась на цивилизации азиатского континента. Вернадский считал допустимой гипотезу о влиянии этой философии на Аристотеля, чья логика стала господствующей в европейской науке. Однако ряд современных авторов, не поддерживают подобную гипотезу и разделяют развитие древнегреческой философии и древнеиндийской.
История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел её в ранг науки.
По материалам интернет-ресурсов.

Источник

Нет комментариев

  1. Бессонова Татьяна

    Спасибо, Дик.

  2. Сокольников Дмитрий

    «Род Вернадских вёл своё происхождение от литвинского шляхтича Верну, перешедшего во время восстания Богдана Хмельницкого на сторону гетмана и был неразрывно связан с украинской землёй.»

    Википедия: «Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 года. Его отец Иван Васильевич, согласно семейной легенде, был потомком запорожских казаков; во время рождения сына служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать Анна Петровна происходила из русской дворянской семьи.» — Гумилевский Л.И. — «Вернадский», Геологический музей им. В.И. Вернадского — «Корни» .

    Вообщем существуют разные мнения. Хотя это и не суть.

Добавить комментарий