НЕМНОГО ОБ ОПРАВЕ ДЛЯ ЯПОНСКОГО МЕЧА

НЕМНОГО ОБ ОПРАВЕ ДЛЯ ЯПОНСКОГО МЕЧА Если европейский меч делался «на всю жизнь» и разобрать его было невозможно, поскольку у него расклепывался хвостовик клинка, то японский меч был

Если европейский меч делался «на всю жизнь» и разобрать его было невозможно, поскольку у него расклепывался хвостовик клинка, то японский меч был сборно-разборным. То есть все детали его рукояти легко снимались с хвостовика, после удаления специального крепежного клинышка мэкуги. Фамильный меч мог передаваться из поколения в поколение, но мода менялась и старая монтировка снималась и заказывалась новая. Сломался клинок можно сохранить монтировку. Вышла из моды цуба, истерлась оплетка рукояти «цуки» приобретались новые, хотя сам клинок оставался без изменений. При этом в разные эпохи было известно множество разновидностей оправ для меча, причем многие из них даже регламентировались указами самого сёгуна.
Все боевые мечи японских самураев эпохи Хейан (794-1185) и последующих эпох, вплоть до эпохи Муромати (1336-1573), были мечами всадников то есть мечами тати, которые носили на бедре лезвием вниз, слева на поясе на шнурах обитори. Шнуров (ремней или цепочек) было обычно два. Причем вид оправы говорил о статусе самурая. Так, полководец обычно имел оправу меча сиридзая-но-тати, которая отличалась от прочих тем, что ножны меча на две трети обтягивались шкурой тигра либо кабана и походили на пушистый хвост. В любом случае тати носили в паре с кинжалом танто. Меч катану напротив, носили засунув за матерчатый пояс оби и в паре с мечом вакидзаси. Монтировка «без шнуров» называлась букэ-дзукури, которая состояла из следующих предметов:
Прежде всего это была деревянная рукоятка, в качестве покрытия которой использовалась кожа ската. Обычно ее оплетали шнурами из кожи, шелка или хлопковой пряжи. Рукоять имела «головку» (касира) и кольцо, с помощью которого оно закреплялось на рукояти (фути). Также рукоять имела украшения (мэнуки) в виде маленьких фигурок, которые вставлялись под оплетку рукояти и ей же и удерживались. Если ее не было, то они закреплялись на рукояти без оплетки, при помощи небольших штырьков;
Цуба — упор для руки, чтобы она не могла соскользнуть на клинок при определенных ударах. Просто так поставить цубу на место было нельзя. Нужны были еще две детали, называвшиеся сэппа, вплотную прижимавшиеся к поверхности цубы, одна со стороны клинка, другая со стороны рукояти;
Сая — ножны меча. В Японии их было принято делать из древесины магнолии, хотя известны и ножны из слоновой кости. Их покрывали лаком и украшали росписью и инкрустацией. Причем ножны японских мечей отличались от европейских тем, что имели специальные «емкости» куда помещалось три предмета, европейцам неизвестных. Причем эти «предметы» входили в комплект только меча катана. Тати никаких дополнений в ножнах не имели. Это, во-первых, дополнительный нож «ко-гатана» для которого в ножнах устраивался продольный «карман», из которого была видна только красивая рукоятка «кодзука». Интересно, что украшена она была только с одной стороны внешней. Внутренняя была плоской и лишь отполированной. Булавка «когай», служившая для самых разных целей: с ее помощью можно было и волосы уложить, и уши почистить (для этого на конце была специальная «ложечка») и воткнуть в отрубленную голову убитого врага в качестве знака оповещения. Располагалась он на лицевой стороне ножен «омотэ». Считается, что когай в ножнах меча или кинжала вещь более древняя, чем ко-готана. Когай мог быть расщеплен посредине, в этом случае он превращался в вари-когай или вари-баси палочки для еды, но не деревянные, а металлические;
Все рукояти этих принадлежностей выступают из ножен таким образом, что проходят сквозь отверстия в цубе. Вся оправа меча называется косираэ и наличие в ней дополнительных «инструментов» вроде когая, ко-гатаны и вари-когая существенно усложняло работу мастера. Ведь конструкция ножен меча также становилась сложнее: нужно было прорезать в них два отверстия для рукоятей ко-гатаны и когая, причем проделать их так, чтобы они входили через них в свои «гнезда» под углом и немного выступали через отверстия в цубах. Кроме того, следовало расположить все эти детали не как-нибудь, а так, чтобы ко-гатана и когай легко извлекались одним движением большого пальца руки, лежащей на рукояти меча! Таким образом японский меч был и очень простым и одновременно очень сложным и продуманным изделием. Клинок можно было легко освободить от оправы и долго хранить в специальном пенале, опять-таки снабдив специальной оправой для хранения. Можно было к одному и тому же клинку заказать любое количество оправ, изготовленных в одном стиле с доспехами или церемониальной одеждой. Не говоря уже о том, что оформление оправы мечей регламентировалось многочисленными указами сёгунов.
На картинке: кинжал танто в разобранном виде. Внизу слева направо: цуба, сэппа, хабаки, вари-когай (разделенный посередине) и ко-гатана. Когай, ко-гатана и две мэнуки для украшения рукояти составляли особый гарнитур митокоро-моно («три вещи»), которые вместе с такими деталями, как фути муфта овальной формы на рукояти у цубы и касира (навершие рукояти), представляли собой желанный подарок от одного даймё другому.
(Автор: Вячеслав Шпаковский)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *