МАЙСТЕР ЭКХАРТ. РЫЦАРЬ ВЕРЫ. (ок. 1260 ок. 1328)

МАЙСТЕР ЭКХАРТ. РЫЦАРЬ ВЕРЫ. (ок. 1260 ок. 1328) Экхарт знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем

Экхарт знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем существующем.
Его учение состояло из сплошных парадоксов. Он отвергал любовь как высшую добродетель, не делая исключения даже для любви к Богу, считал молитвы не только лишними, но даже в некотором смысле вредными, и полагал, что неверующий должен прийти к Богу, а Бог должен войти в сердце верующего, который специально для такого случая должен держать его абсолютно пустым….
Идеи Экхарта привлекали и простых людей, и интеллектуалов, во многом благодаря контрасту там, где церковники увещевали и стращали верующих недосягаемым сверхценным объектом, мистика Мастера напоминала о том, что источник внутри каждого из нас. В его представлении само мироздание предопределено к соединению человека и Бога, потому что бытие тяготеет к целостности, а не распаду.
Однажды Майстер Экхарт встретил прекрасного нагого мальчика и спросил его, откуда он идет. Тот сказал: «Я прихожу от Бога». «Где ты оставил Его» «В добродетельных сердцах». «Куда ты идешь «К Богу». «Где ты найдешь Его» «Там, где оставлю все творения». «Кто ты» «Царь». «Где твое царство» «В моем сердце». «Смотри, чтобы никто не поделил с тобой твоей власти». «Я так и делаю». На попытку Экхарта предложить ему одежду мальчик ответил: «Тогда я не был бы царем», и исчез. Только после этого он догадался, что встреченный им был сам Бог.
Эта знаменитая притча построена по принципу дзенского коана серии быстрых вопросов и ответов, где за счет снижения значения предметной реальности, ее опустошения, осуществляется приближение к нерасчлененному восприятию мира. Цель всякой мистики экстатическое восприятие целостности бытия. Так душа мистика встречая Неведомое, пытается облечь его в слова, в то время как царственный Гость отбрасывает одну за другой предложенные ему одежды, пока, наконец, его спутник не смолкает перед наготой неизреченного: «В глубоком молчании произносит Бог Свое Слово».
Крупнейший европейский мистик, «темный» теолог Майстер Экхарт родился в 1260 году в землях Тюрингии на востоке современной Германии. Это был период, когда оковы схоластики окончательно сковали живую религиозную мысль, и истинно верующим не осталось ничего иного, как жить надеждой на новое откровение, в котором явит себя дух Христа. Таким откровением стало учение этого Рыцаря веры, который провозгласил возможность восстановить единство с Богом, оставаясь в миру.
Рыцарь веры не просто метафора. Экхарт происходил из рыцарского рода Хохгеймов. «Добрый рыцарь не жалуется на свои раны, взирая на короля, который ранен вместе с ним», любил повторять он о мужестве, с которым стоит переносить страдания, разделяя их с Христом.
Майстер Экхарт получил всестороннее богословское образование наверно, лучшее из того, что было доступно в те годы; сделал прекрасную карьеру его духовная власть простиралась от Верхней Германии и Рейнских стран до Кёльна. Однако в какой-то момент идеи его начинают казаться церковникам слишком смелыми. Вскоре Экхарта обвиняют в ереси…
Мейстер был величайшим проповедником Германии. Его проповеди пересказывали и переписывали по памяти, передавали из рук в руки. Так учение его ушло далеко за пределы родной страны. Он заново изобретал немецкий язык, объясняя простыми словами сложные догматы церкви. Его речь очень яркая и образная, но при этом не лишена тонких логических ходов.
Кроме того, как настоящий ученый он не боится противоречий, часто сам подчеркивая их в своих парадоксальных суждениях. Отвечая на упреки, что он посвящает толпу в слишком глубокие тайны, Экхарт отвечал: «Если не учить невежественных людей, никто не станет ученым».
Проблема в том, что смелое учение Майстера Экхарта слишком мало внимания уделяло церкви. Экхарт проповедовал, что Христа в душе своей можно искать как под крышей храма, так и на лоне природы, и даже не считал нужным читать молитвы, которые, по его мнению, скорее мешают, так как в молитве мы чего-то хотим от Бога, а это препятствует достижению полной отрешенности.
Это дало повод заподозрить мистика в ереси, отрицающем роль церкви как посредника между Богом и человеком. Начался длительный процесс, который закончился уже после его смерти. Папской буллой Иоанна XXII 28 положений из его учения были обличены как ложные, и книги величайшего духовного и культурного деятеля были на несколько веков похоронены на задворках церковных библиотек. Однако уйдя в подземные русла, его учение продолжало жить. Без фигуры Экхарта немыслимо творчество Парацельса и Якоба Бёме, Новалиса и Гёте. Шопенгауэр назовет его «отцом немецкой мистики», а споры об интерпретации его идей не утихают и поныне…
http://concepture.club/post/obrazovanie/meister-echart-detachment

МАЙСТЕР ЭКХАРТ. РЫЦАРЬ ВЕРЫ. (ок. 1260 ок. 1328) Экхарт знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем

МАЙСТЕР ЭКХАРТ. РЫЦАРЬ ВЕРЫ. (ок. 1260 ок. 1328) Экхарт знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем

МАЙСТЕР ЭКХАРТ. РЫЦАРЬ ВЕРЫ. (ок. 1260 ок. 1328) Экхарт знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *