ЧТО ТАКОЕ МАФИЯ

ЧТО ТАКОЕ МАФИЯ «...чтобы и волосок не упал с головы Муссолини, моего друга и лучшего человека на свете...» Дон Чиччо Гучча.В январе 1986 года в Палермо начался крупнейший за всю историю Италии

«…чтобы и волосок не упал с головы Муссолини, моего друга и лучшего человека на свете…» Дон Чиччо Гучча.
В январе 1986 года в Палермо начался крупнейший за всю историю Италии процесс против мафии, который завершился в конце 1987 года. Итальянские следователи отмечали, что современная мафия уже давно превратилась в «государство в государстве», глубоко проникла в экономическую жизнь, в правящие партии, в финансовую систему не только Италии, но и многих других стран. Мафия не может не приобрести громадное влияние в обществе, где «деньги не пахнут», а богатство, каким бы путем оно ни было нажито, является главным мерилом оценки человеческих способностей. До этого крупного разбирательства в Палермо, Риме, Милане уже проходили сенсационные процессы, в ходе которых около 700 мафиози были приговорены в общей сложности к 1000 годам тюремного заключения.
«Мафия, отмечал итальянский писатель Ф. Камон, так тесно слилась с буржуазным государством, как две жидкости в одном стакане воды. Никто теперь не знает, где кончается мафия, а где начинается государство… Мафия функционирует не как «враг» государства, а как само государство, в том смысле, что она сейчас использует те же самые методы: банки, торговлю, акции, аукционы, посреднические операции. В результате длительного симбиоза мафии и государства случилось так, что сейчас для того, чтобы отсечь мафию, государство должно отсечь часть самого себя. Чтобы уничтожить фонды мафии основу ее нынешнего финансового могущества надо отменить тайну вклада». Но возможно ли это в условиях буржуазного государства, где собственность священна.. Конечно, нет.
Что же представляет из себя мафия.. Мафиози это не бандит, который прячется с обрезом в горах, и не вор, который крадется по ночам, дрожа от страха, с мешком украденной пшеницы. Это с виду почтенный, всеми уважаемый гражданин, заботливый отец семейства, человек, которого принимают в лучших домах, который водит дружбу с парламентариями и министрами, «охотно помогает каждому, кто приходит к нему с просьбой». Высшие руководители мафии, выбившись в «люди» криминальными методами, всячески стараются потом прослыть респектабельными, достойными уважения. Принципы поведения мафиози это не просто лицемерие, но и часть соблюдавшегося в прошлом «кодекса поведения». Цель члена мафиозного сообщества это любой ценой стараться сохранять благопристойность, постоянно твердить о «справедливости», «верности традициям» и т.п.
Мафиозная система в отличии от обычной бюрократической строится на принципах «клиентелизма» (в вольном переводе «ты мне, я тебе»). Мафия стремится насквозь пронизывать государственный аппарат, министерства, местные органы власти, буржуазные политические партии. Правящая в Италии христианская демократическая партия за десятилетия нахождения у власти создала такую систему бюрократизма, опутав жизнь итальянцев этой паутиной, что без «влиятельного друга» на Апеннинах невозможно было сдвинуть с места ни одно дело. Но «влиятельного друга» надо ведь «подмазать», или, что еще лучше, нужно оказать ему услугу и тут мафиози ловко и включились в этот хоровод взаимных услуг. В итоге выполняя просьбу «друга», человек оказывался вовлеченным в сложную игру и в конце концов, иногда сам того не подозревая, мог очутиться в одной компании с «почтенным обществом». Мафия сложное социальное явление, продукт определенной экономической, политической и культурной системы.
Для того, чтобы процветала мафия граждане страны, члены сельских или городских общин должны считать насилие чем-то само собой разумеющимся, непременной составной частью окружающей действительности. Надо иметь в виду, что в отличие от капиталистического бюрократического государственного аппарата, где личность не имеет огромного значения, а все решают деньги и общественное положение человека, мафиозные связи устанавливаются между конкретными людьми, а не между чинами. Поэтому же мафия апеллируют к авторитетности. Чтобы понять феномен мафии, нужно представить каково оказаться в бюрократических лабиринтах малограмотному крестьянину или обычному горожанину, не обладающему юридическими знаниями… Ведь чиновники и полицейские зачастую не только относятся к гражданам и «деревенским» с презрением, как к существам низшего сорта, но и говорят на другом непонятном языке! Что же удивительного в том, что они как спасителя принимают человека из мафии, с которым можно поговорить без помех, в «семейном кругу» и который без долгих проволочек добивается всего, на что, правда, и без того они имеют право. Но оказав услугу, мафия накрепко привязывает к себе просителя. Так и складывается упомянутый порочный круг взаимных услуг и протекций, на котором строит свое могущество «почтенное общество». Поколения граждан начинают обращаться не к представителям власти официальной в государственные учреждения, в мэрию, в полицию, в которые с точки зрения мафиози вообще не следует верить и не стоит уважать, а к власти, куда более «реальной и эффективной», то есть к мафии, к авторитетам.
Один из главных законов мафии обет молчания, или «омерта», обязательство хранить абсолютную тайну обо всем, что касается деятельности «почтенного общества». Это самый суровый закон, и нарушение его карается особенно жестоко. Соблюдение этого закона и позволяет мафиозному сообществу преступников так долго оставаться неуязвимым перед судебными органами. О преступлениях «своих» мафия и сочувствующие не говорят. «Омерта» налагает на члена мафии и другие обязательства. Красноречие рассматривается как порок. Мафиози должен не только говорить мало, но и как можно меньше задавать вопросов. Второй закон «почтенного общества» всегда говорить друг другу правду, но только друг другу. Осмелившийся солгать «коллеге» по мафии подвергается всеобщему презрению и подлежит самому суровому наказанию. Ведь «твой брат не всегда прав, но он всегда твой брат».
Феномен мафии связан и с крахом государственности. «В любом обществе, пытался объяснить причины прочного авторитета мафии писатель Индро Монтанелли, должны существовать люди, которые помогают урегулировать сложные проблемы в жизни других людей и жизни общества. Обычно эти функции исполняют государственные деятели или правительственные чиновники, однако там, где государство не существует или где его сила оказывается недостаточной, эта роль переходит к частным лицам…» О культурологической стороне деятельности мафии писалось следующее… «Мафия, считал публицист Луиджи Бардзини, состояние души, философия жизни, моральный кодекс…» Главари мафии стараются изобразить свою организацию как некую «защитницу» угнетенного населения, покровительницу слабых и обездоленных.
В обвинительном акте процесса в Палермо говорилось: «Представление о том, что мафия есть организация, основанная на солидарности, помогающая слабым и беззащитным, плод невежества или наивности. Если внутри мафии и есть «солидарность» между ее членами, так это только в том, что касается совместной наживы. Такие общечеловеческие ценности, как честь, семья, дружба, о которых постоянно разглагольствует мафия, в действительности ею же уничтожены и долгое время служили удобным прикрытием для того, чтобы угнетать и еще больше ухудшать положение неимущих классов…». Мафия всегда пытается придать некий ореол романтичности своим делам. Вообще романтический ореол вокруг мафии, который усиленно нагнетается в буржуазном обществе, особенно в США, вещь опасная. Вспомним фильм «Крестный отец», снятый по одноименному роману Марио Пузо. Это самая настоящая апология мафии, «мужественных», решительных, преданных традициям и идеалам семьи людей. Да разве они преступники вообще В постсоветской России этот фильм не раз демонстрировался на федеральных каналах.
Поскольку для мафии характерен корпоративизм, мафия активно поддерживала и способствовала становлению фашистского режима Муссолини, надеясь, что «лояльное сотрудничество» поможет ей сохранить силу и влияние. Укрепляя свою власть, фашисты не могли поначалу обойтись без помощи мафии, особенно в ходе борьбы против крестьянского движения и бандитизма. Мафиози активно помогали фашистам захватывать и укреплять власть, рассчитывая, что в дальнейшем это им «зачтется». На стороне чернорубашечников были и боссы мафии. Достаточно сказать, что в списках фашистских иерархов до 1926 года было полно и самих главарей мафии, и тесно связанных с нею предпринимателей, землевладельцев и адвокатов. По мере укрепления фашистского режима, проникновения диктатуры дуче во все сферы жизни становилось все яснее, что тем мафиози, которым не удалось самим превратиться в фашистских иерархов, придется туго. Часть мафии лишилась привычной поддержки правящих классов, которым теперь стало выгоднее и удобнее опираться на «законную» власть фашистов, «железной рукой» державших в узде рабочих и крестьян, чем прибегать к помощи «почтенного общества». Короче говоря, фашизм мог прекрасно обойтись и без рядовых мафиози.
Чернорубашечники сами расправлялись со своими противниками, не прибегая к помощи наемных убийц из числа мафиози и нисколько не стесняясь запачкаться в крови. В итоге мафия частично оказалась в изоляции.
«Столкновение между фашизмом и мафией, писал один из историков того времени, было, по существу, столкновением двух мафий. Мафией традиционной и мафией государственной в лице фашизма. Отменив выборы, фашисты уже одним этим нанесли по мафии сильнейший удар, поскольку она уже давно превратила голосование в базу для укрепления своей власти. Установив централизованную диктаторскую власть, фашизм присвоил себе многие функции, выполнявшиеся до этого мафией. Фашисты превратились в прямых конкурентов мафии. Сотрудники фашистских силовых органов начали бросать за решетку мелких сошек и рядовых мафиози. Боссы мафии предпочитали держаться в стороне, но вскоре мафия стала плести хитроумные интриги, через влиятельных политиков и видных промышленников в Рим полетели тревожные письма. Были использованы разные рычаги власти и скрытые связи с сильными мира сего. Сотрудники фашистских органов настолько «забыли всякую осторожность», что посадили за решетку нескольких главарей «почтенного общества», а также замахнулись на связанных с мафией местных фашистов, погрязших в коррупции и подлогах.
Однако 16 июня 1929 года «самонадеянный полицейский», особенно активно занимавшийся борьбой с мафией, получил правительственную телеграмму. В ней говорилось: «Учитывая длительный срок вашей службы, на основании королевского указа, с сегодняшнего дня перевожу вас в отставку. Муссолини».
Арестованные главари мафии один за другим вышли на свободу… «Странное дело, писал еженедельник «Эуропео», структуры власти мафии вместо того, чтобы исчезнуть, незаметно стали составной частью фашизма, слились с ним…» Вместо того, чтобы утверждать, что «фашизм уничтожил мафию», будет справедливее сказать, что он заменил собой мафию, а потом сам ассимилировался с ней. Он оставил ее в таком состоянии, что она оказалась готовой возродиться сразу же после его падения. Мафия сумела пережить фашизм. После его разгрома она вернулась вместе с американцами и возродилась, как мощная экономическая и политическая сила.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *