ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его сделали одним из символов БНР в 1918 году.
А уже в 1991 году после развала СССР символами Республики Беларусь вновь стала «Погоня» и бело-красно-белый флаг, созданный студентом петербургского Горного института Клавдием Дуж-Душевским в 1917 году. В 1995 году после референдума белорусам вернули символику БССР.
Фракийский всадник.
На бывшей территории древней Фракии сохранились надписи, скульптуры и барельефы, высеченные на камнях, которые изображают всадника верхом на лошади. В одной руке он держит щит, в другой копье и слева направо мчится к дереву, вокруг которого обвит змей. Самые ранние изображения датированы IV в.д.н.э., но наибольший расцвет культа почитания данного героя приходится на II-III столетия нашей эры. Римская иконография отождествляет его с Асклепием, Аполлоном, Дионисом и иными божествами. В описаниях встречаются такие эпитеты, как «спаситель», «целитель» и «великий бог».
Никакой конкретики о самом культе нет. Исследователи считают, что с высокой долей вероятности он представлял собой некую замысловатую комбинацию фракийских и греческих верований. В эпоху наивысшего расцвета ассоциировался с идеями врачевания и жизни после смерти. Вокруг «фракийского всадника» никогда не существовало мистификаций, строгих иерархий и тайных обществ.
В начале IV века уже нашей эры образ постепенно трансформировался в святого Георгия с характерной иконографией. Самым известным и почитаемым изображением является «Чудо Георгия о змии». На протяжении столетий его толкуют по-разному. Среди наиболее известных версий находится «победа христианства над язычеством»; «освобождение родной земли от нечисти», причем последняя одинаково часто выступает в понимании защиты Отечества и борьбы с голодом. Есть и другие не менее интересные варианты.
У истоков древней геральдики.
По мнению некоторых историков, Святой Георгий был изображен на гербе Полоцкого княжества и считался его небесным покровителем, что способствовало росту могущества государственного образования. Различные варианты встречаются в геральдике поморских славян, проживавших на современной территории Северной Германии и Северной Польши.
С конца XIV столетия похожее изображение появляется на именных печатях Ягайло (1386) и Витовта (1401). Никаких стандартов тогда видимо не существовало, поэтому присутствуют различия в элементах. Например, у одного всадника отсутствует щит. bel.svetУ другого вместо шестиконечного креста (древнего языческого символа, символизирующего плодородие) начертаны «Колюмны» (Колонны или Гедеминовы столбы). Речь в данном контексте идет об одном из первых символов Великого Княжества Литовского, который впоследствии неожиданно превратился в украинский «тризуб».
Примечательно, что похожими печатями обладал и Александр Невский. Причем в одном случае всадник скакал слева направо, что дает основание считать его «Св. Георгием», а в другом справа налево, что в наши дни принято называть «Погоней». Еще интереснее тот факт, что язычника Витовта в православии именовали Юрием. «Георгий он же, Жора, он же Гоша, он же Юрий». Ничего удивительного нет в том, что небесным покровителем Юрия (Витовта) был одноименный святой. Это напрашивается само по себе.
В жалованной грамоте Ягайло, датированной 1387 годом, указана повинность, заключенная в преследовании врага всем населением, которое способно держать оружие в руках. Документ написан на латыни, поэтому в нем использовано слово «pogonia», переводимое в смысле «преследовать». Принято считать, что именно отсюда пошла традиция называть изображение вооружённого всадника и сам герб «Погоней». Он стал символом защиты Отечества от врагов.
Что непосредственно касается современной Литвы, официальным гербом которой также является «Погоня» («Вицис»), то ее идеологи, желающие унаследовать «имперскую славу» ВКЛ, явно погорячились. В 1991 году «правопреемники» Великого княжества, надо отдать им должное, в вопросе герба достигли компромисса. У «белорусского коня» хвост опущен, а у литовского аналога поднят.
По материалам https://freesmi.by/byloe/294700

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПОГОНЯ» ИСТОРИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ БЕЛАРУСИ Герб «Погоня» появлялся в современной истории Беларуси дважды и оба раза неудачно. После фактического распада Российской империи впервые его

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *