«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых сопровождалась самыми настоящими скандалами в московском обществе…
В мае 1915 года известный русский художник Борис Кустодиев день и ночь писал картину «Красавица». О том, с кого он рисовал пышнотелую обнажённую диву, знала и жена живописца, и все их знакомые.
Актрисе Московского художественного театра Фаине Шевченко на тот момент был всего 21 год, и далеко не сразу она согласилась позировать нагишом. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — вопила Шевченко, но, будучи по натуре настоящей авантюристкой, всё-таки показала Кустодиеву все свои прелести, которые не отказался бы изобразить и Тициан.
Когда картина предстала перед публикой, одни зрители объявили её «пошлятиной», не отвечающей духу времени (тогда в моде, как, впрочем, и сейчас, были плоскогрудые анемичные девицы). Другие заявили, что это шедевр, который станет картиной 1. Что, соб­ственно, и случилось. Режиссёр Константин Станиславский был в ужасе от того, что актриса его театра оказалась в эпицентре такого «мещанского» скандала, но все так любили весёлую и талантливую Фаину, что ей сошла с рук эта поза.
И слава «Красавицы» не помешала ей ещё долго работать в театре и стать лауреатом двух Сталинских премий!
А вот художник Василий Пукирев — создатель знаменитого полотна «Неравный брак» (1862 г.) — попал в очень неприятную ситуацию из-за того, что без спросу изобразил в роли отвергнутого возлюбленного своего знакомого купца Сергея Варенцова. Его любимую девушку родители выдали замуж за более богатого пожилого претендента.
«Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, — писал в своих мемуарах Николай Варенцов, племянник несчастливого ухажёра. — И он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым. А тот воспользовался этим рассказом для сюжета картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а Сергея Михайловича — шафером, стоящим позади невесты со сложенными на груди руками. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М.Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Правда, между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на полотне. Художник принуждён был приделать бородку шаферу, чтоб сделать его менее узнаваемым».
Причин для негодования у купца было две. Во-первых, Варенцов собирался жениться уже на другой девушке, а во-вторых, уж больно злободневным оказался труд Пукирева. Несмотря на то что в феврале 1861 года вышел указ Священного синода, осуждающий подобные союзы, любителей девочек-невест меньше не становилось. «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Николай Костомаров (российский историк), увидав картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе» — так описывал впечатления москвичей от картины художник Илья Репин.
После того как Пукирев переделал лицо шафера, придав ему сходство с собой, многие вспомнили о том, что и у самого мастера был припрятан скелет в шкафу: в юности и его возлюбленную выдали замуж по расчёту за другого.
Но самая любопытная биография у другой «жительницы» Третьяковской галереи. «Охотники на привале» — самая именитая картина Василия Перова, её проходят во всех российских школах на уроках изобразительного искусства. Написанная в 1871-м, она изображает реальных москвичей, с которыми дружил художник, — Дмитрия Кувшинникова, Василия Бессонова и Николая Нагорного.
Известному столичному доктору Кувшинникову досталась главная роль «Бывалого», который рассказывает приятелям о своей фантастической удачливости и меткости. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся… Что за прелесть! — описывал картину Фёдор Достоевский. — Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».
Но репутация подвирающего охотника оказалась сущей ерундой: в 1891 году вся Москва начала перетряхивать грязное бельё семейства Кувшинниковых после публикации чеховского рассказа «Попрыгунья». Горожане без труда узнали в главной героине, изменяющей мужу-тихоне с художником Рябов­ским, эпатажную жену Кувшинникова Софью Петровну, которая вела богемный образ жизни и не особо скрывала свой роман с Исааком Левитаном.
Антон Чехов переписал первоначальную версию рассказа, чтобы сходство с реальными прототипами не так бросалось в глаза, но к Кувшинникову уже прилепился ярлык рогоносца, Софья Петровна перестала общаться с писателем, а Левитан даже грозился вызвать его на дуэль. Его оскорбило не то, что он был выведен в роли любовника (вполне заслуженной славой донжуана он гордился), а то, что художник Рябовский предстаёт перед читателями посредственным человеком.
Но в суд никто из ославленных «натурщиков» не пошёл — иначе об этой истории узнала бы не только Москва, но и вся Россия.
На самом деле у многих картин есть свои скелеты в шкафу — просто экскурсоводы о них не рассказывают. Может, пора начать
http://www.aif.ru/culture/art/eto_chto_ya_v_nature

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

«ЖАРЕНЫЕ» ШЕДЕВРЫ Быть изображённым на картине известного художника нравилось не всем москвичам. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *