Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР.

Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР. 24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым

24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым номером 574. На ее борту находилось три баллистические ракеты подводного старта с ядерными боеголовками большой мощности и две ядерные торпеды.
Подводная лодка относилась к классу крейсерских, в состав ВМФ была принята в феврале 1960 г. Водоизмещение: надводное 2900 тонн, подводное 3600 тонн. Длина 99 метров, ширина 8,2 метра, осадка 8,1 метра. Скорость под водой 12 узлов. Дальность плавания 4250 мили, предельная глубина погружения 300 метров, автономность 60 суток.
В течение 12 дней подводная лодка следовала в заданный район патрулирования, а 8 марта не вышла на предусмотренный сеанс связи. В тот день ПЛ-574 должна была дать короткий радиосигнал о проходе контрольной точки. Приход в район боевой службы планировался на 22 марта. Отсутствие каких-либо известий с подводной лодки явилось серьезным основанием для тревоги у штаба Тихоокеанского флота. Тем более, что по данным советской разведки, в эти дни в японский порт Йокосука прибыла американская подводная лодка «Суордфиш», имевшая повреждения. Ее ремонт, проходивший в условиях повышенной скрытности, наводил на мысль о столкновении под водой.
Главное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота санкционировали проведение поисково-спасательной операции. В океан были направлены самолеты, боевые надводные корабли, подводные лодки и вспомогательные суда. Глубина в районе поиска 56 тысяч метров, удаление от Камчатки около 1230 миль. Однако двухмесячный поиск в предположительном районе, где могла затонуть ПЛ-574, окончился безуспешно. Вблизи маршрута движения подводной лодки было обнаружено соляровое пятно, которое могло принадлежать ей. Было принято заключение, что подлодка погибла.
Версий о гибели ПЛ-574 существует до сих пор несколько. Наиболее основательная советскую подводную лодку непреднамеренно протаранила следившая за ней американская атомная подводная лодка «Суордфиш». На ПЛ-574 погибли 98 советских моряков, но Москва промолчала о катастрофе, а вся информация об этом стала идти под грифом «секретно».
Существовали следующие версии гибели ПЛ-574:
Затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину (официальная версия ВМФ СССР)
Взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса
Столкновение с американской подводной лодкой USS Swordfish (SSN-579) (неофициальная версия, которой придерживаются некоторые специалисты ВМФ СССР того времени)
Предполагается, что столкновение могло произойти по вине американцев, которые «слышали» лодку, но подошли к ней слишком близко, не учли, что она будет совершать манёвр
Тем не менее, об этом узнали в США, причем не только о самом факте, но и о точном месте гибели подводной лодки. После того как ВМФ СССР прекратил поиски, в район гибели ПЛ-574 направилось судно ВМС США «Мизар» (фото 3) с целью уточнения места, где затонула подводная лодка.
Техническое оснащение этого уникального судна позволило ему отыскать места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». И на этот раз экипаж «Мизара» справился с задачей. Затонувшую лодку обнаружили к концу второго месяца плавания и сфотографировали ее. Фотоснимки показали: лодка лежала на грунте на ровном киле и почти без крена. В районе переборки между 2-м и 3-м отсеками в легком корпусе с левого борта зияла узкая и глубокая пробоина.
У американцев появилась реальная возможность завладеть многими секретами советского военно-морского флота. Особый интерес представляли шифровальная машинка и ядерные боеголовки ракет.
Практическая реализация идеи подъема погибшей подводной лодки вылилась в операцию ЦРУ под условным названием «Проект Дженифер». Операция, к которой привлекались свыше 4 тысяч человек, начала проводиться в начале 1970-х гг. при полной поддержке со стороны президента Ричарда Никсона и носила глубоко секретный характер. Частично операцию финансировал миллиардер Говард Хьюз владелец электронных и прочих компаний.
Для подъема ПЛ-574 американцы спроектировали два специальных судна: судно-платформу «Гломар Эксплорер» и док-понтон НВ-1. Спутниковая навигационная система позволяла надежно определять место в океане и удерживать на нем судно с помощью четырех подруливающих устройств с точностью до 10 сантиметров (!) при волнении 67 баллов. В корпусе судна имелся колодец, в котором была укреплена конструкция погружаемого в океан док-понтона, предназначенная для подъема со дна грузов до 800 тонн.
На раздвигающемся днище дока-понтона находились гигантские захваты-щупальцы, изготовленные по форме обводов корпуса советской подводной лодки. До окончания строительства «Гломара» американцами были предприняты шаги по осуществлению ложных действий, иными словами, операции прикрытия.
В ноябре 1970 г. советская разведка сообщала Главкому ВМФ СССР, что американское судно «Гломар-2» обнаружено в 1100 километрах южнее Алеутских островов, где проводит глубоководное бурение морского шельфа в поисках нефти. Судно, за которым наблюдали советские моряки, принадлежало фирме «Гломар» и являлось одним из ее девяти специализированных судов, предназначенных для бурения дна в прибрежных зонах Мирового океана. Оно было зафрахтовано ЦРУ для выполнения якобы свойственной для фирмы работы. В то же время руководство фирмы и экипаж не имели представления об истинном характере операции «Проект Дженифер».
В свою очередь, строящееся судно «Гломар Эксплорер» не имело никакого отношения к фирме «Гломар». ЦРУ использовало «подставку», начиная с названия и заканчивая задействованием радиосетей. Непосредственное же осуществление операции «Проект Дженифер» началось позже.
«Гломар Эксплорер» покинул судоверфь в июле 1973 г. и направился на морские испытания. А уже летом 1974-го судно было замечено у Гавайских островов, в районе гибели советской подлодки. Экипаж этого таинственного корабля состоял из 170 человек контрактников ЦРУ. Строительство судна обошлось в 350 миллионов долларов.
В июне 1974 г. экипаж «Гломар Эксплорера» предпринял первую попытку поднять советскую подводную лодку, причем в присутствии советского разведывательного корабля.
В конце января 1975 г. «Гломар Эксплорер» вновь был запеленгован в районе гибели ПЛ-574. Разведуправление Тихоокеанского флота обратилось к командованию с предложением направить боевой корабль для слежения и оказания при необходимости противодействий. Командующий не поддержал: «Кораблей нет, обходитесь своими средствами».
В начале марта к Гавайским островам был направлен корабельно-измерительный комплекс «Чажма». Он вел слежение за «Гломар Эксплорер» в течение недели. По докладу его командира, американцы осуществляли навинчивание и прогонку труб для бурения. Выявить связь между проводимыми работами и лежащей на дне океана лодкой не удалось. Потом в течение 10 дней океанский спасательный буксир МБ-136 наблюдал, как «Гломар Эксплорер» по-прежнему занимался «прогонкой труб».
В июле начальник разведуправления доложил командующему Тихоокеанским флотом:
По накопленным признакам «Гломар Эксплорер» завершает подготовительный цикл работ по подъему ПЛ-574. Как будут поднимать неясно, но готовятся. Важнейший признак изменение характера радиообмена судна переход из радиосети фирмы «Гломар» на скрытые каналы спутниковой связи. Прошу выделить боевой корабль.
На что адмирал Смирнов ответил, что «лишних кораблей» у него нет, и посоветовал добиться у Москвы разрешения направить корабль «Приморье», выполнявший задачи, поставленные штабом ВМФ. Несмотря на обоснованность просьбы, последовал отказ. «Гломар Эксплорер» в течение месяца оставался без наблюдения.
В этот период при помощи наращенных до 5 километров труб док-понтон с захватывающими устройствами начал подъем ПЛ-574. Когда док-понтон прошел 99 процентов пути, подлодка разломилась на две части в месте имевшейся пробоины. Кормовая часть с 3-го по 8-й отсек выскользнула из захвата и устремилась на дно с большинством погибшего экипажа и баллистическими ракетами. Ракеты от ЦРУ «уплыли», но эксперты посчитали, что в тот день цель наполовину была достигнута. В их руках оказался первый отсек с торпедами и второй, командирский, в котором должен был находиться шифропост. В Гонолуле из носовой части были извлечены тела шести погибших подводников. За семь лет пребывания на глубине они совершенно не были тронуты тленом на огромных глубинах кислород отсутствовал.
Как и предусматривалось планом операции «Проект Дженифер», подводники с ПЛ-574 были перезахоронены в океане по принятому в советском ВМФ ритуалу. Тела заключили в стальной контейнер, накрыли советским военно-морским флагом. Во время церемонии был исполнен Гимн Советского Союза. Погребение состоялось при последних лучах заходящего солнца в 90 милях на юго-запад в точке, соответствующей 18°29 северной широты и 157°34 западной долготы. Похоронную церемонию американские разведчики сняли на цветную кинопленку с магнитной записью и спрятали в сейф. Как оказалось потом, она им пригодилась.
Из подводной лодки извлекли две ядерные торпеды, уцелевшие документы, но шифров не оказалось. Во время модернизации лодки в 1967 г. командир ПЛ-574 проявил инициативу и за соответствующее вознаграждение (несколько литров спирта) уговорил рабочих завода перенести штатную шифрорубку из 2-го в 4-й отсек, расширив тем самым свою каюту. Поэтому шифры продолжали лежать на дне океана. Для советского командования это тоже было неожиданностью.
Долгое время Белый Дом и Кремль никак не реагировали на сообщения прессы о подъеме советской подводной лодки. Советское правительство вообще никогда не сообщало публично о гибели своих подлодок. Чтобы заявить американцам протест против попыток поднять лодку, нужно было признать факт ее гибели и, что еще важнее, отсутствие техники для ее обнаружения и подъема. Министерство обороны СССР с целью воспрепятствовать дальнейшим попыткам ЦРУ поднять оставшиеся на дне океана части подлодки отдало приказ нести боевое дежурство в районе гибели ПЛ-574 и не допустить подъема второй ее части, вплоть до бомбежки района. Такая форма дежурства велась в течение полугода.
А дипломаты тем временем вступили в переговоры. Решительного протеста не получилось, так как сыграли свою роль предусмотренные ЦРУ действия. МИД СССР в первой ноте США: «Ваши службы тайно, в нарушение норм международного права, подняли наш корабль». Ответная нота Госдепартамента США гласила: «А вы не объявили о гибели своей подводной лодки. Следовательно, по нормам международного права это ничейное, бросовое имущество». Тогда МИД СССР направил вторую ноту: «Вы надругались над вечным покоем наших погибших моряков, нарушили их братскую могилу». США ответили: «Ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР. Соблаговолите получить копию киносъемки». Советские дипломаты замолчали крыть было нечем.
Предпринятые меры советским ВМФ (боевое дежурство) все же сыграли свою роль. Вашингтон, чтобы не осложнять отношения с Москвой, отказался от дальнейшего подъема подводной лодки, руководству ЦРУ были даны соответствующие указания. На этом операция «Проект Дженифер» закончилась, сохранив еще много тайн и секретов.
Фото 4: Даже при окончании строительства инженеры верфей не могли понять назначение «Гломар Эксплорер» водоизмещением 36 000 тонн. Оно не было похоже ни на один корабль.

Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР. 24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым

Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР. 24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым

Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР. 24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым

Проект Дженифер или как американцы пытались поднять затонувшую подлодку СССР. 24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *