ДОВОЕННАЯ ХАТЫНЬ

ДОВОЕННАЯ ХАТЫНЬ Казалось бы, о логойской деревне Хатынь, сожженной дотла фашистскими карателями и впоследствии ставшей символом всех уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны

Казалось бы, о логойской деревне Хатынь, сожженной дотла фашистскими карателями и впоследствии ставшей символом всех уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны деревень Беларуси, мы знаем все. Но нет, до сих пор ее история хранит в себе малоизученные эпизоды. И теперь новые архивные документы дополняют наши знания о довоенной жизни хатынцев.
Первые письменные свидетельства о Хатыни относятся к середине XVI века. И поначалу деревня именовалась Хотынь, позже появилось привычное нам название Хатынь. Происхождение его достоверно неизвестно. Самая известная версия предполагает, что название поселения произошло от белорусского слова «хата»: первую появившуюся там небольшую хатку называли «хатыня».
Более трех с половиной веков Хатынь принадлежала роду Тышкевичей. После отмены крепостного права по акту 1864 года о выкупе земли крестьянами в Хатыни числилось всего 7 хозяйств.
Произошедшая революция 1917 года поначалу мало отразилась на жизни крестьян Хатыни. Коллективизация в этом регионе началась в 1929 году, но хатынцы только в 1935 году вошли в колхоз, в котором уже состояли соседние деревни Мокрадь, Лавоша и Селище. Центр колхоза располагался в Мокради, а в Хатыни была бригада.
С окончательным утверждением советской власти постепенно менялась жизнь и в деревнях. В декабре 1926го по постановлению Совнаркома СССР проводилась Всесоюзная перепись населения, в том числе и в Беларуси. Полученные сведения заносились в поселенные списки домохозяев и личные листки опроса. Мне долго не удавалось обнаружить данные Всесоюзной переписи по Хатыни. Перед войной деревня относилась к Каменскому сельсовету Плещеницкого района. Но в документах переписи этого района Хатыни не оказалось. Все дело в том, что границы районов периодически менялись. Непродолжительное время, с 1924 по 1927 год, существовал Зембинский район, впоследствии упраздненный и вошедший в Борисовский район. В состав Зембинского района во время переписи и входили Хатынь и деревни, расположенные в восточной части нынешнего Логойского района: Швабы, Лавоша, Морозовка, Юрковичи, Киселевка
В обнаруженом в Национальном архиве документе по переписи есть список хозяйств Хатыни с фамилиями хозяев, числом душ в семье и некоторыми другими данными.
Вот полный список домохозяев Хатыни того времени:
Рудак Степан Алексеевич, всего душ 5.
Желобкович Антон Петрович, всего душ 8.
Иотко Яцек Алексеевич, всего душ 4.
Тихонович Степан Иванович, всего душ 7.
Карабан Василий Тимофеевич, всего душ 10.
Желобкович Иван Клементьевич, всего душ 9.
Барановский Иосиф Иванович, всего душ 4.
Каминский Иосиф Иосифович, всего душ 4.
Желобкович Иосиф Антонович, всего душ 6.
Климович Антон Максимович, всего душ 6.
Барановский Григорий Герасимович, всего душ 8.
Новицкий Роман Васильевич, всего душ 7.
Федорович Иосиф Сидорович, всего душ 9.
Каминский Иосиф Андреевич, всего душ 8.
Рудак Иосиф Иванович, всего душ 9.
Желобкович Андрей Иванович, всего душ 5.
Желобкович Степан Петрович, всего душ 6.
Иотко Казимир Феликсович, всего душ 7.
Миронович Иосиф Иванович, всего душ 7.
Миронович Иосиф Иосифович, всего душ 5.
Федорович Анна Сидоровна, всего душ 2.
Карабан Константин Устинович, всего душ 4.
Почти все приведенные в документе фамилии домохозяев повторяются в скорбном списке погибших в Хатыни, утвержденном решением Логойского райисполкома в 1969 году. Исключение составляет Степан Тихонович, семья которого среди погибших не числится. В акте Логойского райисполкома указано, что дом 7 сгорел без жителей. Вполне вероятно, это был дом семьи Тихоновича.
Интересна информация о наличии в деревне молотилок. В Хатыни имелись две молотилки: ручная у Иосифа Рудака и конная у кузнеца Иосифа Каминского. Каминский был в деревне человеком уважаемым и набожным: всегда утром молился перед иконой. К нему в кузню для ремонта сельскохозяйственного инвентаря приходили жители всех окрестных деревень. Сарай, в котором нацисты сожгли хатынцев, до коллективизации принадлежал также Иосифу Каминскому. В тот день, когда погибла его семья и односельчане, самого кузнеца судьба уберегла.
В приведенном списке хозяев обозначали их национальность. Согласно документу в Хатыни поляками записались Яцек Иотко, Степан Тихонович, Иосиф Каминский и Казимир Иотко. Остальные белорусы. Жители Хатыни также относились к нескольким религиозным конфессиям, но между собой жили дружно. Грекокатолическая церковь, построенная в деревне и освященная в 1794 году, после упразднения унии в 1839 году стала православной. Перед войной возле кладбища стояла каплица.
До гибели в марте 1943 года у Хатыни была своя долгая летопись: несколько веков здесь строили дома, жили семьи, люди трудились в поле, отмечали праздники, надеялись на лучшее будущее. Война все перевернула, растоптала, уничтожила. Гитлеровские каратели остановили живую историю Хатыни, 26 домов превратили в пепел, сожгли 149 ее жителей, из которых 75 дети. Но скорбную память о деревнемученице убить невозможно.
Александр ПАВЛЮКОВИЧ.
https://www.sb.by/articles/perepis-zhizni.html

ДОВОЕННАЯ ХАТЫНЬ Казалось бы, о логойской деревне Хатынь, сожженной дотла фашистскими карателями и впоследствии ставшей символом всех уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *