ГЮСТАВ ЛЕБОН. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ГЮСТАВ ЛЕБОН. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. «Великие события родились не из рационального, а из иррационального. Рациональное создаёт науку, иррациональное направляет историю» . Лебон Гюстав Гюстав

«Великие события родились не из рационального, а из иррационального. Рациональное создаёт науку, иррациональное направляет историю» . Лебон Гюстав
Гюстав Лебон- французский историк, основатель социальной психологии. В 1895 году Гюстав Лебон опубликовал книгу: Психология народов и масс / La psychologie des Foules. Один из главных выводов книги: в массе (толпе) индивидуум чувствует, думает и действует совершенно иначе и, как правило, более примитивно чем можно было от него ожидать (По свидетельству историков, эту книгу внимательно изучали и перечитывали: В.И. Ленин, Гитлер, Муссолини, И.В. Сталин).
Популярный тезис Гюстава Лебона: «Спорить с убеждениями масс всё равно, что спорить с извержением вулкана». «Нужно, чтобы она (идея) сначала была принята небольшим числом апостолов, которым сила их веры или авторитет их имени дают большой престиж. Они действуют тогда более внушениями, чем доказательствами https://vk.com/
Массы не дают себя никогда убеждать доказательствами, но только утверждениями, и авторитет этих утверждений зависит от того обаяния, каким пользуется тот, кто их высказывает
В 1898 году Гюстав Лебон опубликовал книгу: Психология социализма / Psychologie du socialisme, где рассказал о своём понимании неравенства народов и людей:
«Всё, что создало величие цивилизаций: науки, искусства, философские системы, религии, военное могущество и т. д. — было созданием отдельных личностей, а не общественных организаций. Важнейшие открытия и культурные успехи, которыми пользуется всё человечество были осуществлены отборными людьми, редкими и высшими продуктами некоторых наиболее даровитых рас.
Народы, у которых индивидуализм наиболее развит, именно благодаря этому и становятся во главе цивилизаций и господствуют в мире.
…Люди, мало приспособленные к сознательному развитию, жадно добиваются равенства, но мало интересуются свободой. Свобода — это состязание, непрестанная борьба, мать всякого прогресса. В ней могут торжествовать только самые способные, сильные люди. Только сильные могут переносить одиночество и рассчитывать лишь на самих себя. Слабые к этому не способны. Они скорее предпочтут самое тяжёлое рабство, чем одиночество и отсутствие поддержки.
…Предоставленный сам себе пролетарий — ничто, пустое место; в союзе же с равными себе он превращается в силу, и достаточно грозную… Но это — сила толпы, не более того… Если только не истреблять в каждом поколении всех сколько-нибудь возвышающихся над уровнем самой скромной посредственности, то социальные неравенства, порождаемые неравенством умственным, все равно бы рано или поздно восстановились после любых общественных уравнительных акции. …Неравенство — это закон природы, который, в принципе, невозможно игнорировать»
…Не восходя к первобытному коммунизму — этой низшей форме развития, с которой начинали все общества, мы можем сказать, что в древности уже были испытаны разные формы социализма, которые предлагаются ныне»
Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) родился в 1841 году в Ножан-ле-Ротру, Франция (Nogent-le-Rotrou, France), в семье с бретонскими и бургундскими корнями. Семья его, несмотря на дворянский титул, особым богатсвом не отличалась и принадлежала к так называемому ‘среднему классу’. О детстве будущего ученого известно немногое. Известно, что после окончания классического лицея Гюстав начал изучать медицину в Парижском Университете (University of Paris), а позже он продолжал учиться в Европе (Europe), Азии (Asia) и Северной Африке (North Africa). Было это в период 1860-1880, и тогда Лебон уже начал писать свои труды, которые в разное время публиковались в медицинских изданиях.
Несмотря на то, что Гюстав Лебон считается доктором, он никогда не практиковал, а его вклад в медицину основывается на его научных статьях.
Так, в начале 1860-х Лебон опубликовал работу о хронических заболеваниях людей, который проживают в болотистых местностях. Немного позже он написал статью о явлении лихорадки при интоксикации организма, позже эта статья была дополнена еще рядом работ по теме все той же лихорадки.
Известно, что в область научных интересов Лебона входили кроме медицины археология, антропология и социология.
Его темой была и констатация и определение понятия человеческой смерти, и в 1866-м он издал книгу об этом, однако интерес эти работы стали представлять лишь столетие спустя. В тот же период (1860-е) Лебон написал и на тему размножения видов у человека и животных, и этот его труд выдержал множество переизданий.
В 18701771 Гюстав отправился добровольцем на фронт, где работал военным врачом, и этот опыт дал ему материал для исследований поведения человека в экстремальных условиях.
Позже (после 1870-х) Лебон активно занялся вопросами психологии, и именно он был первым, кто выдвинул теорию того, что ‘психология это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов’.
Настоящее признание пришло к ученому к середине 1890-х годов, вместе с выходом его книги ‘Психология народов и масс’ (‘Les Lois psychologiques de l’évolution des peuples’, англ. ‘The Psychology of Peoples’). Книга эта представляла собой подробный анализ психологии народных масс, тем самым определяя мотивы поведения индивида и причины исторических событий. Этот труд оказался широко обсуждаемым, и впоследствии Лебон написал на подобную тему еще множество работ, в том числе и ‘Психология толпы’ (‘La psychologie des foules’, англ. ‘ The Crowd: A Study of the Popular Mind), ‘Психология социализма’ (‘Psychologie du socialisme’, англ. ‘The Psychology of Socialism’, 1908) и ‘Эволюция материи’ (‘The Evolution of Matter’, 1912).
Есть мнение, что труд ученого ‘Психология толпы’ во многом стал пособием для формирования фашистской теории лидерства, являясь своеобразным ‘учебником’ для Гитлера (Adolf Hitler), который даже ссылался на эту книгу в своей печально знаменитой книге ‘Mein ampf’.
Кроме того, отдал должное работе Лебона и Бенито Муссолини (Benito Mussolini), для которого ‘Психология толпы’ была едва ли не настольной книгой.
Трагедия заключалась в том, что его ‘методами воздействия на толпу’ умело воспользовались диктаторы, тщательно изучая их, а о том, насколько верны оказались мысли и исследования Лебона, можно судить по ходу истории.
Вообще, книги Гюстава Лебона изучали российский политический деятель Плеханов, французский философ Сорель (Georges Eugène Sorel), Муссолини, Гитлер, политик Габриель Ганото (Gabriel Hanotaux), а также Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud).
Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 года, в парижском предместье Марн-ла-Кокетт (Marnes-la-Coquette), в возрасте 90 лет.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *