
Лектор: Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств)
Гвоздем выставочной жизни Парижа в конце 2016 — в начале 2017 года была выставка в Фонде Louis Vuitton коллекции Сергея Ивановича Щукина. Это было событие… Париж сделал то, что должна была сделать Россия, показать коллекцию великого русского собирателя максимально полно, чтобы было понятно, какую роль она сыграла для развития отечественного искусства. Сергей Иванович и его товарищ Иван Абрамович Морозов, создавший другую крупнейшую коллекцию французской живописи в Москве, приобрели произведения современной французской живописи, без которых невозможно представить себе историю искусства ХХ века.
Во второй половине XIX начале ХХ столетий частное собирательство в России переживало расцвет. Главную роль в этом процессе играла динамично развивающаяся буржуазия, прежде всего московская. Для нее собирательство становилось патриотической миссией, примером которой служил Павел Михайлович Третьяков, сформировавший музей национального искусства. Зарубежному искусству XIX века в России не повезло: не так много наших соотечественников собирали его. Исключением был Александр Кушелёв-Безбородко петербургский аристократ, собравший коллекцию французских реалистов первой половины XIX века, имевший даже Делакруа. Но это скорее исключение… Западное искусство XIX века до сих пор представлено в собраниях Петербурга и Москвы фрагментарно. К 1917 году не более дюжины москвичей и петербуржцев обладали произведениями современной французской живописи, и большая часть этих собраний не была доступна публике. В собирательстве современной западной живописи публика видела крайнюю степень экстравагантности знаменитых причудами московских купцов. Если бы мы говорили о западных собирателях, то к ним доминировал бы мотив спекуляции: вещи покупаются для того, чтобы затем их с выгодой продать. А относительно московских купцов злые языки говорили, что Щукин тронулся. Сам Щукин, по воспоминаниям, не без гордости показывал новоприобретенного Гогена, говоря собеседнику: «Сумасшедший писал сумасшедший купил».
В Москве в начале ХХ века было четыре человека, которые имели достаточно смелости покупать непривычную западную живопись. Эти четыре человека принадлежали к двум предпринимательским семьям Морозовым и Щукиным. Из этих четверых двое сошли со сцены Михаил Абрамович Морозов скончался 33 лет от роду, и его собрание по воле вдовы перешло в Третьяковскую галерею, где москвичи уже могли видеть произведения французских реалистов из коллекции Сергея Михайловича Третьякова. А Петр, старший из двух братьев, в какой-то момент потерял интерес к собиранию современной французской живописи, и Сергей купил у него в 1912 году картины, которые ему нравились.
Московское собирательство современного французского искусства это прежде всего два человека: Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Морозов. Они собрали уникальные по объему и качеству коллекции искусства, которое было непривычно большинству посетителей московских музеев. В отличие от Германии или Франции в России не было частных галерей, которые продвигали на рынок современное искусство, тем более искусство зарубежное. Если Щукину и Морозову хотелось купить новую картину, они не могли обратиться к петербургскому или московскому дилеру они отправлялись прямо в Париж. В русском художественном пространстве не было музея, который отважился бы выставить современную живопись…. Первое место, где в публичном пространстве можно было увидеть импрессионистов в нашей стране, это личный музей Петра Щукина, открытый в 1905 году. Но главное роль музея на себя приняла коллекция Сергея Щукина, которую он с 1909 года сделал публичной: по выходным ее можно было посетить, иногда в сопровождении самого Сергея Ивановича. Мемуаристы оставили впечатляющее описание этих экскурсий.
Щукин и Морозов принадлежали к одному и тому же кругу староверы, очень ответственная, морально прочная русская буржуазия, которые были настолько дерзкими, чтобы приобретать искусство, не имеющее стабильной репутации. В этом отношении они схожи. Схожи списки имен, которые составили их коллекцию. Они собирали практически один и тот же ряд мастеров. Но здесь начинаются фундаментальные различия, определяющие для русского художественного процесса.
Братья Щукины сделали первые приобретения в конце XIX столетия: в 1898 году они купили полотна Писсарро и Моне. Тогда в Париже жил, прожигал жизнь и собирал свою коллекцию их младший брат Иван Щукин, который печатался в русских журналах под псевдонимом Жан Броше, Жан Щука. И это был мостик для московских собирателей в Париж. Щукинская коллекция началась с импрессионистов: Щукин собирал пеструю картину современной западной живописи, но с момента приобретения импрессионистов он постепенно свой вкус сузил и сосредоточился на них. Дальше его коллекционирование напоминало взлет космической ракеты, которая отстреливает новую ступень, поднимаясь вверх. Он начал по-настоящему интересоваться импрессионистами, около 1904 года, он полностью переключается на постимпрессионистов и за пять лет покупает восемь произведений Сезанна, четыре Ван Гога и 16 Гогенов, причем Гогенов экстра-класса. Затем он влюбляется в Матисса: первый Матисс приходит к нему в 1906 году, а затем наступает полоса Пикассо. В 1914 году, из-за начала мировой войны, Сергей Иванович, как и Иван Абрамович, перестает покупать картины за границей там остаются заказанные вещи, матиссовские «Красные рыбки» из Центра Помпиду или матиссовская «Женщина на высоком табурете» из Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Если Щукин собиратель-однолюб, редко возвращающийся к тому, что он пережил (исключением были покупки в 1912 году импрессионистов у брата), то Морозов это человек, который собирает размеренно и стратегически. Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, почему вы его держите, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». Однажды эта лакуна заполнилась совершенно выдающимся полуабстрактным поздним Сезанном картиной, которая известна как «Голубой пейзаж» и находится сейчас в Эрмитаже. Большое усилие зрительное заставит нас разобрать в этой череде мазков контуры дерева, горы, дороги и, может быть, домика в центре. Это Сезанн, который освобождается от фигуративности. Важно то, что Морозов собирает по-другому: у него есть идеальный образ мастера, идеальный образ коллекции и он готов сидеть в засаде для того, чтобы получить нужную картину. Это очень произвольный выбор, личный: например, в 1912 году в Петербурге выставлялась и продавалась за очень большую сумму 300 тысяч франков величайшая картина импрессионистической эпохи «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Бенуа очень сожалел, что никто из русских коллекционеров не отважился поменять деньги на шедевр. Щукин, и Морозов могли это сделать, но Щукин уже не собирал импрессионистов, а у Морозова была своя идея того, чтó он хочет из Мане: он хотел пейзаж, он хотел Мане-пленэриста, нежели интерьерную сцену.
Различия продолжаются в других областях. Щукин практически ничего не покупал из русского искусства. Его не интересовало искусство за пределами Франции. У него есть произведения других европейских художников, но на общем фоне они теряются они не выражают основную тенденцию его собирательства. Морозов составил коллекцию русской живописи, которая немногим уступает его французской коллекции. Он собирал широкий спектр от позднего русского реализма, творчества союза русских художников, изображавших нашу природу, Врубеля, Серова, символистов, Гончарову и Шагала, он был одним из первых, если не первым русским, кто купил вещь Шагала. Различной была их финансовая стратегия, их способы выбора. Мы знаем от Матисса, что Морозов, приезжая к дилеру в Париже, говорил: «Покажите мне лучших Сезаннов» и делал выбор среди них. А Щукин забирался в магазин, в галерею и просматривал всех Сезаннов, которых мог найти. Морозов был известен в Париже как русский, который не торгуется, и в одной галерее он оставил за время собирательства четверть миллиона франков. Игорь Грабарь не без иронии пишет в своих воспоминаниях, что Сергей Иванович Щукин любил, потирая руки, говорить: «Хорошие картины дешевы». На самом деле именно Сергей Иванович Щукин заплатил рекордную сумму на рынке современной живописи: в 1910 году за «Танец» Матисса он заплатил 15 тысяч франков, а за «Музыку» 12 тысяч.
Это отличие экспансивность Щукина и тихость Морозова, стратегия приобретения, выбор прекращается там, где мы переходим к списку. Они собрали прекрасных импрессионистов. Правда, в русских собраниях практически нет Эдуарда Мане. Эдуард Мане, когда наши соотечественники начали собирать, уже величина экстра-класса, это звезда. И Муратов написал, что Эдуард Мане это первый живописец, для полноценного представления о котором надо переплыть океан. Он не просто расходится по коллекциям он уходит в Соединенные Штаты, а американские коллекционеры для европейских и русских в частности это беспокоящий объект иронии: упоминания о чикагских торговцах свининой, которые приедут в Париж и купят всё. С Эдуардом Мане наши соотечественники опростоволосились. Дело в том, что идеальным импрессионистом для русского зрителя и русского собира¬еля был не Эдуард Мане, а Клод Моне. И Клода Моне, хорошего, было достаточно много и у Щукина, и у Морозова. Дальше начинаются различия, потому что Морозов с его склонностью к лирическим пейзажам любил Сислея. Они собирали практически тех же постимпрессионистов, великую троицу Сезанна, Гогена и Ван Гога, причем Гогена у Морозова было чуть меньше, чем у Щукина, но американский историк искусства Альфред Барр полагал, что качество собрания Гогена было выше. Это крайне сложное соревнование, потому что вкус этих людей был исключительно изощрен, правда, различен, и к этому фундаментальному различию мы сейчас и подходим.
Оба любили Матисса, но если Щукин пережил страсть 37 картин, то Морозов купил 11, и из них было довольно много ранних вещей, где Матисс еще не радикал, где он тонкий и осторожный живописец. А вот Пикассо у Морозова почти не было: против более чем 50 полотен у Щукина Морозов мог выставить только три картины Пикассо каждая из этих картин была шедевром, характеризующим определенный поворот. «Арлекин и его подружка» «голубого» периода; «Девочка на шаре», которая была продана Гертрудой Стайн и куплена Иваном Морозовым, вещь «розового» периода; и уникальный кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 года: похожих на это изображение в мире только еще два портрета Вильгельма Уде и Даниэля Анри Канвейлера. В несимпатичном ему Пикассо, Морозов сделал снайперский выбор.
Морозов собирал вещи экстра-класса и одновременно характерные, вещи с такой биографией. Его «Бульвар Капуцинок» 1873 года Клода Моне это тот самый «Бульвар Капуцинок», который был выставлен на первой импрессионистической выставке в ателье Надара в 1874 году.
«Просушка парусов» Дерена из собрания Ивана Морозова была именно той картиной, которая была воспроизведена на развороте журнала «Иллюстрасьон» 4 ноября 1905 года наряду с произведениями фовистов. Морозов отбирал вещи с биографией.
В чем заключалось фундаментальное различие между этими коллекциями и как это различие повлияло на наше искусство Сергей Иванович Щукин представил развитие современной французской живописи как перманентную революцию. Он отдавал предпочтение вещам радикальным. В своей европейской поездке, во время посещения Музея Фолькванг в городе Хаген в Рурской области Германии, Щукин увидел вещь, сделанную по заказу Карла Эрнста Остхауса хозяина и основателя этого музея, одной из первых институций, посвященных современному искусству. Карл-Эрнст Отсхаус заказал Матиссу большую картину «Три персонажа с черепахой». Сюжет непонятен: три персонажа, три человекообразных существа кормят черепаху или играют с ней. Вся колористическая гамма редуцирована до синего, зеленого и телесного; рисунок напоминает детский. Эта неслыханная простота Щукина абсолютно покорила он захотел такую же, результатом чего была картина «Игра в шары», колористически и с точки зрения рисунка близкая к картине Остхауса, где черепахи не было и были три мальчика, которые катают шары, как это принято на Юге Франции. Эта вещь, вопиюще лаконичная и вызывающе примитивная, дала старт приобретению одной за другой радикальных вещей Матисса: «Красная комната», «Разговор». Кульминация этих покупок «Танец» и «Музыка». То же самое можно сказать о Пикассо. Щукин приобрел десятки вещей раннего Пикассо, стоящего на пороге кубизма, 19081909 годов; тяжелые, страшные, коричневые, зеленые фигуры, словно вырубленные топором из камня или дерева. Целые периоды творчества Пикассо прошли мимо его внимания, но радикализм примитивного Пикассо превышал все пределы. Он произвел колоссальное впечатление на русскую публику, которая сформировала свой собственный образ этого enfant terrible, этого возмутителя спокойствия мировой живописи.
Морозов покупал тех же художников, но выбирал другие вещи. Есть классический пример, приводимый в публикациях искусствоведа Альберта Григорьевича Костеневича. Два пейзажа из коллекций Щукина и Морозова. Они изображают один и тот же мотив. Сезанн любил писать гору Сент-Виктуар в Провансе, и если мы посмотрим на позднюю вещь, принадлежавшую Щукину, то мы с трудом найдем очертания горы это мозаичное собрание мазков, в котором мы должны сконструировать гору, став соучастником живописного процесса. «Гора Сент-Виктуар», написанная за несколько десятилетий до этого Сезанном и приобретенная Морозовым, это уравновешенная, классически спокойная, ясная картина, напоминающая о пожелании Сезанна переделать Пуссена в соответствии с природой. Морозов представлял французскую живопись после импрессионизма как эволюцию, Щукин как революцию. Морозовская коллекция оставалась загадкой для большинства зрителей и художников, потому что Иван Абрамович не был гостеприимным собирателем. Эта коллекция создавалась не без советов его друзей-художников.
Например, один из его шедевров Ван Гога, «Красные виноградники в Арле», был куплен по совету Валентина Серова. В целом дворец Морозова на Пречистенке, где сейчас помещается Российская академия художеств, был закрыт для посетителей. А вот Сергей Иванович мало того что завещал коллекцию городу, с 1909 года стал пускать туда всех желающих, с удовольствием приглашал студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, чтобы показать им свежие приобретения. То, что революционная концепция французского искусства Сергея Ивановича Щукина была на виду, была открыта, является важнейшим фактором в радикализации русского авангарда. Вернувшийся из Москвы Давид Бурлюк писал Михаилу Матюшину:
«видели две коллекции французов С. И. Щукина и И. А. Моро¬зова. Это то, без чего я не рискнул бы начать работу. Дома мы третий день все старое пошло на сломку, и ах как трудно и весело начать все сначала»
Вот лучшая иллюстрация для понимания того, чем коллекции московских собирателей были для русского авангарда. Это был фермент, это был раздражитель, это был объект полемики.
Окончание на аудиозаписи или http://arzamas.academy/courses/52/5





