ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

.. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге — колыбель демократии, науки и искусств боролась за свободу после 400 лет плена. Поэт Байрон, не выдержав британской скуки, отправляется сражаться с турками и находит в Греции свою смерть. Археолог Шлиман читает Гомера и откапывает легендарную Трою; философ Ницше переосмысливает греческое искусство в трактате «Рождение трагедии из духа музыки»; древнегреческий вытесняет латынь в среде филологов.
На фоне общей эйфории в 1896 году Лувр через посредников приобрел у купцов из России уникальный артефакт тиару Сайтаферна.
На тиаре были изображены сцены из античной мифологии. Надпись на древнегреческом гласила: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии».
Считалось, что его изготовили мастера греческой колонии в дар скифскому царю, чтобы он снял с города осаду.
Качество работы было столь высоким, что директор Лувра Кемпфен, руководитель отдела античного искусства де Вильфос и ряд крупнейших учёных Франции: Рейнак, Мишон, Молинье — безоговорочно признали тиару подлинной.
Золотая шапка весом около 500 граммов стоила музею огромных денег 200 000 франков. Такая дорогая покупка потребовала специального разрешения парламента Франции и финансовой помощи меценатов.
Тиара была выставлена в зале античного искусства.
Однако вскоре появились сомнения. О возможности подделки заявили российские археологи А. Н. Веселовский и директор Одесского музея фон Штерн, а также один из известнейших археологов своего времени — Адольф Фуртвенглер. По словам профессора Фуртвенглера, автор не сумел точно передать античную пластику и допустил серьезную ошибку, выгравировав богов ветра в образе детей — Борея, Нота, Зефира и Евра в Древней Греции всегда изображали атлетами. Кроме того, он указал на разностильность рисунков (греческие и скифские) нехарактерную для античных артефактов.
Вызывал сомнение и сам факт дарения тиары ольвийскими греками скифскому царю. Из истории было известно, что ольвийцы, действительно, откупались от воинственного Сайтоферна 900 слитками чистого золота, но когда и этого показалось мало алчному скифу, греки вынуждены были укреплять стены своих крепостей, а не дарить тиару своему недругу. И, наконец, ученый, кропотливо изучив творчество художников и скульпторов других эпох и народов, нашел у них прототипы целого ряда героев, изображенных на тиаре.
Но даже после этого дирекция Лувра не захотела прислушаться к мнению специалистов.
Тиара пробыла в экспозиции музея 7 лет.
А 13 марта 1903 года газета «Matin» опубликовала письмо ювелира Лифшица из Одессы. Он писал: «Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтаферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навешал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой. … К.Лифшиц».
25-го марта в «Figaro» была напечатана следующая телеграмма из Одессы: «Гравер Израиль Рухомовский, живущий на Успенской ул., в доме 36 , категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1896 г одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рухомовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр.»
«Вероятно, у Лувра найдется 1 200 фр., — замечает «Figaro», — чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч»
Деньги нашли, и 5 апреля 1903 года Рухомовский приехал в Париж.
Рухомовский представил комиссии несколько эскизов фрагментов тиары и безошибочно назвал состав сплава, из которого был изготовлен шедевр, ставший к тому времени известным не меньше, чем Эйфелева башня. Одессит также назвал литературу, откуда были взяты помещённые на тиаре рисунки — «Русские древности в памятниках искусства» (для скифских сюжетов) и «Атлас к всемирной истории» (для греческих сюжетов). Вместо ответа на вопрос о своей квалификации мастер предоставил одну из работ — золотой саркофаг, внутри которого находился золотой скелет размером с мизинец, состоящий из 167 деталей. Но даже после этого эксперты остались при своём мнении. Рухомовскому предложили изготовить фрагмент тиары по памяти, что тот и сделал.
Все сомнения отпали — фейк, выставленный в главном музее Европы, создал одессит.
Позднее выяснилось, что заказчиками подделки были торговцы антиквариатом, братья Гохманы. Они жили неподалеку от раскопок Ольвии и продавали найденные там древности. Когда спрос вырос, Гохманы стали заказывать подделки.
Ювелир не участвовал в продаже тиары и поэтому не был наказан.
А 26 мая 1903 года в Париже состоялось присуждение наград французской секции декоративных искусств. Граверу Израилю Рухомовскому единогласно была присуждена медаль третьей степени. Кроме того, один американский импрессарио предложил Рухомовскому за турне по США кругленькую сумму с условием, что мастер расскажет всем подлинную историю создания «настоящей фальшивки».
Лувр переместил тиару из отдела древностей в отдел современного искусства, а газета «Одесские новости» опубликовала стихотворение:
Какой скандал, весь новый свет
Взволнован беспримерно,
И воспевает хор газет
Тиару Сайтоферна.
Большой скандал в Европе всей
Наделал много шуму,
Дал за тиару Лувр-музей
Громаднейшую сумму.
И вслед за ним молва пошла,
Раздался голос прессы.
Тиара сделана была
Гравером из Одессы.
После окончания истории с тиарой Рухомовский с женой и детьми переехал в Париж. Его работы успешно экспонировались в Салоне. Их покупали богатые коллекционеры из Женевы, Берлина, Нью-Йорка. Работал он и в реставрационных мастерских при Лувре.
Тиара же вошла в историю искусства как одна из самых знаменитых музейных подделок, а с 1970-х годов и сама стала объектом фальсификаций.
https://was.media/2017-08-11-tiara-carja-sajtaferna/

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

ТИАРА САЙТАФЕРНА В ЛУВРЕ. ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАЦИИ .. В первой трети 19-го века греки восстали против Османской империи. Европейцы были в восторге - колыбель демократии, науки и искусств боролась за

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *