РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать суть характера писателя: непостоянство, склонность к иррациональному, иллюзорному.
В глазах писателя тоска. На лице нет улыбки, губы сжаты. В позе чувствуется внутреннее напряжение. Цветовая гамма портретов сдержанна. От белого до неопределенно зеленого (фон). Незаконченность фона, нервные, небрежные мазки, подчеркивают атмосферу нервозности и напряжения. Складывается впечатление, что художнику передалась некая энергетика Андреева. Буквально в последующие годы судьба заставит писателя пережить множество потрясений, лишений, разочарований.
В 1906 году у Леонида Андреева умерла жена.
Об этой трагедии Леонид Андреев пишет в пьесе «Жизнь человека» (1906-1907):
Доктор: До последней минуты я не знал, останется ли в живых ваша жена или нет. Я употребил все искусство и знание, но наше искусство значит так мало, если не приходит на помощь сама природа. И я очень волновался, у меня и сейчас так бьется пульс. Уже стольким детям я помог явиться на свет, но и до сих пор я не могу отделаться от волнения. Но вы не слушаете меня, сударь.
Отец человека: Я слушаю, но ничего не слышу. До сих пор у меня стоит в ушах ее крик, и я плохо понимаю. Бедная, как она страдала! Безумный, глупый, я так хотел иметь детей, но теперь я отказываюсь от этого преступного желания.
Доктор: Вы еще позовете меня, когда родится у вас следующий.
Отец. Нет, никогда. Мне стыдно сказать, но я сейчас ненавижу ребенка, из-за которого она столько страдала. Я даже не видал его, какой он
Доктор: Он хорошо упитанный, крепкий мальчик и, если не ошибаюсь, похож на вас.
Из биографии Валентина Серова (серия ЖЗЛ)
«…. в Ино, Серов встретился с писателем Леонидом Андреевым. Он сблизился с ним во время подготовки к изданию сатирического журнала «Жупел» и уже тогда убедился, что их взгляды на происходящее в России во многом совпадают.
Год назад издатель журнала «Золотое руно» Н. П. Рябушинский заказал Серову исполнить для журнала портрет Леонида Андреева и при этом передал в письме поставленное писателем условие: Андреев хочет, чтобы его портрет рисовал именно Серов. Но обстоятельства развели их, и лишь через два месяца Серов получил письмо от Андреева из Берлина. Глухо упомянув о своем внезапном исчезновении «в пределы недосягаемости», писатель признавался: более всего жалеет, что «не придется мне быть написанным Вами».
В том же письме Андреев прозрачно намекал на свое участие в июльском восстании матросов Балтийского флота в Свеаборге, после чего он вынужден был скрываться от ареста в Норвегии. И далее упоминал, что с семьей, тоже выехавшей из России, он встретился в Стокгольме. Они решили обосноваться в Берлине.
И вот новая встреча, и Серов поражен произошедшей с писателем переменой. Два года назад, на даче Горького в Куоккале, когда обсуждали планы создания «Жупела», Андреев выглядел совсем иным, глаза сверкали задором, весь облик его источал энергию. Как и Серова, его возбуждала идея бросить вызов власти. Теперь же взгляд потух, на лице заметны глубокие морщины отпечаток внутренней муки, словно пережил тяжелую болезнь.
В беседе открылись причины этих перемен: смерть в Берлине, в ноябре, жены, Александры Михайловны, при рождении второго сына, Даниила. После ее кончины оставаться в Берлине уже не мог, уехал на Капри, к Горькому. Горький убедил спасение в работе. Преодолевая себя, он начал вновь писать, закончил повесть на евангельский сюжет о Христе и Иуде.
И вот опять здесь, устало закончил Андреев, и, между прочим, купил участок по соседству для строительства дачи, в шести верстах отсюда, на Черной речке.»
Аскетичная одежда черного цвета, нет во взгляде писателя ни радости, ни надежды. Только скорбь и уныние. Желтоватый фон полностью совпадает с цветом лица героя. Серов изображает Андреева прозрачным, тем самым раскрывая тему опустошенности, отрешенности от жизни. Взгляд писателя зафиксирован. Андреев не хочет видеть ничьих глаз. Он погружен в трагичные и мрачные размышления. Удивительны глаза писателя — они разные. Серов наделяет свою модель способностью видеть истину. Не случаен выбор техники выполнения портрета. Именно акварель и темпера способны передать хрупкость, прозрачность, тонкость.
—————
Даниил Андреев (20 октября 1906, Берлин — 30 марта 1959, Москва), — второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (18711919) и Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 18811906) родился в берлинском районе Грюневальд. 28 октября от послеродовой горячки умирает А. М. Андреева. Потрясенный отец обвиняет новорожденного сына в гибели любимой супруги, и бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская (урожд. Шевченко) увозит мальчика в Москву, в семью другой своей дочери, Елизаветы Михайловны Добровой (урожд. Велигорской), жены известного московского врача Доброва. Даниил много болел, его с трудом выходили. Добровы поселяются в Малом Левшинском переулке. От болеющего шестилетнего Андреева заражается дифтерией и умирает бабушка. Тем же летом на даче на Чёрной речке под Петербургом мальчика в последний момент останавливают на мосту через реку: он хотел утопиться, страстно желая поскорее увидеть вновь маму и бабушку.
————
Сам Леонид Андреев писал Вересаеву: «Для меня и до сих пор вопрос — переживу я смерть Шуры или нет,- конечно, не в смысле самоубийства, а глубже. Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души». После ее кончины он уже не мог оставаться в Берлине, уехал на Капри, к Горькому. Горький убедил — спасение в работе. Преодолевая себя, он начал вновь писать, в феврале 1907-го закончил повесть «Иуда Искариот».
«Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал Иуда из Кариота. Все те же маленькие острые камешки рассыпались у него под ногами и точно тянули его назад, а гора была высока, обвеяна ветром, угрюма и зла. И уже несколько раз присаживался Иуда отдохнуть, и дышал тяжело, а сзади, сквозь расселины камней, холодом дышала в его спину гора.»
Зная про эту личную трагедию Андреева, по-другому смотришь на его портреты.

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

РЕПИН И СЕРОВ. ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Портреты писателя кисти Репина Андреева (1904 и 1905 годов) остались незавершенными. Перед нами скорее проработанные эскизы. Возможно, это

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *