ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

Зачем, зачем, чтобы мыться — скажете вы. А помимо мытья
Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто гигиенических процедур её использовали как место для изоляции, лечения, гаданий, обрядов инициации.
Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.
Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.
Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).
Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя. А врага в бане могли запереть и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.
По верованиям славян в бане жил дух — Банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. Поскольку баня ассоциировалась с таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.
Роды в бане на Руси
На Русском Севере издревле роды принимали в банях. Небольшая постройка долго держала тепло (что важно в суровом климате), можно было лить воду на пол и в любой момент обмыть младенца, а отсутствие яркого света и посторонних хорошо сказывались на состоянии роженицы и ребёнка.
Кроме того, соблюдался мистический смысл родов. Каждый человек появлялся на свет там, где мир людей пересекался с потусторонним миром, привыкал к новой действительности несколько дней и только потом как бы переходил на свет, к людям.
Повитуха была ответственна за то, чтобы переход произошёл безопасно, и никакие злые силы не навредили. С этой целью она совершала массу действий магического характера: окуривала помещение, бросала камни в каждый угол, договаривалась с Банником об успешном исходе дела.
Повитуха была не только акушеркой, но и детским ортопедом. Считалось, что младенец не будет сам по себе развиваться как положено, поэтому тельце новорождённого необходимо править — массировать и как бы лепить будущего человека.
Производились эти манипуляции при высоких температурах, когда баня была жарко натоплена. С точки зрения современной медицины, подобные действия весьма сомнительны для здоровья ребёнка, но такая практика была многовековой.
Если все проходило хорошо, то повитуха выставляла перед дверью бани шест с рубашкой матери в знак того, что уже можно было входить внутрь, чтобы навестить роженицу и ребёнка.
Сбудется — не минуется
В большие праздники много гадали. Молодёжь частенько собиралась в чьей-либо избе для вечернего кутежа, предварительно выпроводив старших. Но такого уединения было недостаточно молодым девушкам, которые стремились не упустить случая погадать на будущее замужество.
В баню не ходили по одиночке и в неподобающие дни, поэтому всегда можно было рассчитывать на то, что она пустует в разгар праздника. Благодаря полной темноте и толстым срубным стенам, обеспечивающим тишину, можно было хорошенько сосредоточиться на высматривании образа суженого в зеркале.
Несмотря на то, что зеркало на Руси известно с давних времён, его отражающую способность долго считали мистическим свойством, боялись потерять контроль над происходящим и выпустить наружу потусторонних существ. В бане нельзя было держать ни крестов, ни икон, поэтому в её пределах человек чувствовал себя полностью вверенным силам с того света.
Вот описание одного из крещенских гаданий. Открыв дверь в баню, переступив порог, девушка обнажает грудь и, обращаясь к Баннику (Банному), просит его: «Банный, ты все знаешь! Дай знать, кто станет моим суженым». Банный прикоснется к обнаженной части тела. Если девушка почувствует мохнатую руку, это значит, что ее суженый будет довольно богатым человеком. Холодная, гладкая рука сулит бедного мужа. Шершавая или шероховатая рука, царапающая кожу, предупреждает о жизни с суровым и недобрым человеком. Девушка должная поблагодарить Банного, выйти из бани, закрыв за собой дверь. Теперь наступает очередь следующей подруги узнать свою судьбу.
Чтобы Банник был более благосклонен к гадающим, накануне гадания заносили в баню угощение для него. Кусок пирога, чарка водки или стакан молока.
Целительство по-чёрному
Несмотря на очевидное отсутствие образования у деревенских знахарей, именно они сделали из русской бани настоящую лабораторию народной медицины.
Земские доктора появились лишь во второй половине XIX века, и то не во всех уголках нашей страны. Они оставили массу интересных записей о различных местных целителях. С одной стороны, народная медицина базировалась на совершенно антинаучных теориях и возмущала этим докторов, с другой, она использовала опыт многих поколений и некоторые практики, незнакомые городским людям, которые были признаны весьма полезными.
Распаривание, гигиенические процедуры, обработка кожи отварами лекарственных трав и мёда, употребление различных отваров во многих случаях оказывали благоприятное воздействие на здоровье. Кроме всего прочего, знахарь мог вправить конечность или грыжу, и роль тепла в этом деле трудно переоценить.
Свои действия народные целители сопровождали самыми разными заговорами и молитвами, многие из которых дошли до наших дней и связаны они с самой баней, каменкой, водой и пологом.
Дачник А. Баня. Очерки этнографии и медицины.. Спб., 2015.
Дубровский В. И., Дубровская А. В. Русская баня и массаж. М.: Владос-пресс, 2008.

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

ЗАЧЕМ РУССКИМ НУЖНА БЫЛА БАНЯ Зачем, зачем, чтобы мыться - скажете вы. А помимо мытья Баню можно по праву назвать самой многоцелевой постройкой в традиционной русской деревне. Кроме чисто

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *