ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод — «город из телег».
Их использование связывают прежде всего с войнами развитого Средневековья, но этот вид защиты упоминался и римскими (IV век н.э), и китайскими историками (119г до н.э.). Хотя единственный эпизод подобного применения боевых колесниц, описанный в трактате «Ханьшу», все же на полноценный вагенбург не тянет. А вот римляне точно использовали подобные «подвижные крепости».
Идентичное понятие вагенфорт есть и в английском языке. Если проводить параллели с укреплениями, применявшимися на Руси, то более-менее близким будет «гуляй-город».
Но больше всего вагенбурги применяли чехи, во времена гуситских войн (14191434). Как раз благодаря боевым возам с установленными на них орудиями, гуситы успешно отражали атаки тяжеловооружённого противника. Чешский вариант вагенбурга назывался «табор» (tábor) или «возова градьба» (vozová hradba). Именно от слова tábor и произошло название «табориты», которым называли наиболее радикальную и непримиримую часть последователей Яна Гуса. Кстати, западноевропейским духовенством и знатью против них было организовано 5 (!) крестовых походов.
Вначале чешские воины обходились обычными возами, из расчета один на 15-20 человек. Позже конструкция повозки существенно усложнилась. Боевой «ваген» оснащался щитами, «защитой от пролезания между колесами», креплениями для плотной сцепки повозок между собой.
При наступлении гуситы располагали свои повозки в виде колонн, количеством до четырех. Пехота размещалась как на возах, так и шла между ними. Как правило за каждым боевым возом закреплялось по 1621 бойцу, из которых было: 48 арбалетчиков, 2 стрелка из ручных бомбард (фактически, у них могло быть любое доступное ручное огнестрельное оружие), 68 бойцов, вооружённых древковым оружием (алебарды, боевые цепы и т.п.), 2 переносчика щитов и два возчика.
При нападении на них из повозок выпрягались лошади, а сами повозки выстраивались в четырехугольную конструкцию, скрепленную цепями. Входы в это укрепление преграждались, а при возможности весь вагенбург обносился рвом.
Кстати, поперек некоторых повозок закреплялись пушки. Устанавливались они очень жестко, не поворачивались во время стрельбы. В общем, рыцарям столкнувшимся с гуситами, приходилось несладко.
Иногда орудия заряженные «жеребьями» (т.е. картечью) ставились и в промежутках между боевыми повозками, атаковавших «слабое» место вагенбурга врагов ждал пренеприятнейший сюрприз
Кстати, военный устав, разработанный Яном Жижкой, лег в основу многих военных уставов немецких военачальников. Эти уставы назывались «Vagenburg Ordnungen. Под вагенбургом в них подразумевалась вся армия.
В России аналогом вагенбурга был гуляй-город телеги с закрепленными на них щитами. Первое упоминание о нем относится к походу на Казань, а свидетельство о самом успешном использовании к битве при Молодях и обороне Москвы.
Установленные на обозах дубовые щиты с бойницами позволяли стрелять из пищалей и другого оружия небольшого калибра. В отличие от западных коллег, выстраивавших свои телеги в четырехугольники, русские «городовики» под руководством «гулявого воеводы», располагали мобильные укрепления в виде круга, полукруга или линии протяженностью до 10 километров.
Естественно, и речи не шло о том, что утяжеленные и усовершенствованные телеги стройными рядами неслись на опешившего от такой атаки врага.
Они были именно защитными сооружениями, на которых и между которыми прятались арбалетчики, внутри «крепости» располагалась пехота, в зазорах между телегами артиллерия. По разным данным, экипаж одной такой боевой машины состоял из 5 10, максимум 20 человек.
Так что вагенбург при его умелом использовании представлял собой серьезное препятствие для нападавших и существенное подспорье для обороняющихся.

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

ВАГЕНБУРГ. ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вагенбургом (Wagenburg), в переводе с немецкого, называют военное передвижное укрепление составленное из повозок, буквальный перевод - город из

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *