ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й — ОПЕРАЦИЯ «ДЖЕЙВИК»

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный диверсионный рейд на гавань оккупированного японцами Сингапура, потопив несколько грузовых судов. Атаку можно было считать исключительно успешной еще и потому, что диверсанты не потеряли ни одного человека.
Повторная попытка, которую союзники предприняли в 1944 году, окончилась трагедией
…Через месяц после падения Сингапура, в феврале 1942 года, офицер британской разведки, майор Айвен Лайон узнал о том, что одному из опытных британских моряков по имени Билл Рейнолдс удалось пройти на реквизированном рыбацком судне вместе с 15 европейцами, одним китайцем и одним малайцем на борту весь путь от Суматры (Индонезия) до Цейлона. Имея с собой компас, часы и вырванную из руководства по навигации страницу, этот опытный моряк довел лодку до цели через шторма, штили, страшную жару и обстрелы с японских самолетов. Лодка прошла около 1 700 миль за 52 дня Опытному офицеру пришла в голову мысль: использовать это рыболовное судно, неотличимое от сотен других, бороздящих воды морей Юго-Восточной Азии, для рейда на японские суда и портовые сооружения в гавани Сингапура. Он набросал план операции и передал его в Департамент Специальных Операций (SOE Special Operations Executive) в Индии, где идея получила одобрение. SOE обратился к австралийскому департаменту, занятому в осуществлении разведывательно-диверсионных операций (SRD Services Reconnaissance Department), с просьбой провести отбор, обучение людей для подобной операции, обеспечить их необходимым снаряжением и перебросить к месту операции из Австралии.
Лайон переименовал судно ofuu Maru в rait (название шестифутовой азиатской змеи, яд которой обладает нервно-паралитическими свойствами и убивает за считанные минуты). Он дал планируемой операции название Джейвик («Jaywic»), заимствовав его у сильного дезодоранта, широко применявшегося в Малайе и Сингапуре. Лайон нашел замену изношенному двигателю своего судна, который был доставлен в Таунсвилл и установлен на rait. 9 августа 1943 года коммандос отправились на своем судне из Кэрнса/Cairns в залив Эксмут/Exmouth (Западная Австралия). Там бригада специалистов с американского вспомогательного корабля Chanticleer, занятого в техобслуживании подводных лодок, осуществили полный ремонт судна rait. В трюм судна уложили 150 фунтов взрывчатки, чтобы уничтожить его в случае захвата противником. 2 сентября rait покинул залив Эксмут. Среди коммандос было 10 австралийцев.
Уже на судне Лайон рассказал морякам и коммандос о предстоящей операции. Планировалось, что шестеро диверсантов покинут rait на одном из островов, расположенном как можно более близко к сингапурской гавани, и оттуда осуществят атаку на трех каноэ. rait спрячется между островами и подберет их после операции. Над судном будет постоянно поднят японский флаг: ожидается, что судно проскользнет к цели, замаскировавшись под рыбацкую лодку. Лица и тела моряков и коммандос будут выкрашены в коричневый цвет, одеты они будут в саронги. На пути к цели моряки будут держаться подальше от судоходных трасс, продвигаясь между островами и мелководьями.
В ночь 16 сентября rait бросил якорь рядом с островом Помпонг. Диверсанты Дэвидсон, Кэйн и Джоунс сошли на берег и закопали на берегу консервные банки с водой и прочие припасы. Весь следующий день коммандос искали остров, откуда можно было бы осуществить атаку. Несколько раз им приходилось быть готовыми к бою, когда с ними сближались японские катера, один раз судно прошло мимо наблюдательного пункта японцев, находясь в полной видимости. В итоге, такой остров был найденКоммандос перевезли на берег лодки-каноэ, провизию, медицинские аптечки, оружие, боеприпасы, специальную одежду и сумку с золотыми голландскими гульденами. Лайон вновь собрал своих людей. Было решено, что на рейд будет отпущено 12 дней и что диверсанты будут подобраны на острове Помпонг, расположенном в 50 милях от Сингапура, там, где коммандос ранее закопали экстренный запас провизии.
В 4 утра 17 сентября диверсанты Лайон, Дэвидсон, Пэйдж, Фоллз, Джоунс и Хастон пожали руки своим товарищам и высадились на берег. На острове диверсанты почувствовали, что их ноги стали «ватными» от долгого пребывания в море. Они перетащили припасы и снаряжение вглубь острова и потратили следующие два дня на восстановление физической формы. После наступления их второй ночи на острове они перетащили свои каноэ и снаряжение к воде. В первом каноэ были диверсанты Лайон и Хастон, во втором Дэвидсон и Фоллз, в третьем Пэйдж и Джоунс. В течение еще трех ночей диверсанты прошли на своих гребных лодках более 20 миль, отдыхая днем на небольших необитаемых островах. На третью ночь они увидели над горизонтом огни Сингапураи высадились на острове Донгас/Dongas. Взобравшись на одну из местных высот, используя телескоп, они несколько часов рассматривали гавань. Диверсанты провели на острове Донгас еще почти два дня, наблюдая за перемещениями самых различных кораблей и судов. Казалось, ни в море, ни в воздухе не было никакого систематического патрулирования, не было заметно, что японцы предпринимают какие-то меры безопасности близ гавани, ночью в городе не было затемнения.
На второй день, после полудня, конвой из 13 судов и кораблей проследовал на стоянку близ выхода из порта, готовясь к тому, чтобы покинуть гавань. Это была слишком привлекательная цель для атаки, чтобы упускать ее, и, после наступления темноты, диверсанты спустили свои каноэ на воду. В полночь, все еще в паре миль от стоянки конвоя, стараясь преодолеть приливное течение, диверсанты попали под луч прожектора, но все обошлось благополучно. Тем не менее, в тот раз они приняли решение поискать другой остров в качестве базы для будущей атаки на японские корабли и суда. Они добрались до острова Субар/Subar, расположенного в семи милях к западу от Донгаса. Когда к полудню исчезла дымка, они вновь начали разглядывать через телескоп гавань, вынося на план результаты наблюдений и планируя ночную атаку. Наступила безлунная ночь, и диверсанты тронулись в путь в направлении сингапурской гавани. Уже в гавани им дважды пришлось залечь на дно своих лодок, когда по ним скользили лучи прожекторов, но японцы не подняли тревогу. После это диверсанты разделились в поисках целей для атаки.
Продвигаясь вдоль пристани Букум, Пэйдж и Джоунс прошли мимо транспортного судна водоизмещением около 5 000 тонн, затем мимо небольшого сторожевика и крупного, хорошо освещенного танкера, на котором работали сварщики. Чтобы подойти к борту судна, диверсантам пересекли довольно широкий, хорошо освещенный участок акватории порта и затем начали продвигаться вдоль транспортного судна, оставляя ниже ватерлинии мины-липучки. Таймеры взрывателей были установлены на 5 часов утра.
Отойдя от транспорта, Пэйдж и Джоунс двинулись в направлении крупного современного судна с большой осадкой, вероятно, основательно загруженного. Акватория вокруг него была хорошо освещена судовыми огнями, было видно множество огоньков сигарет куривших на палубе моряков. Несмотря на риск, диверсанты сумели прикрепить к борту судна мины. Третьей целью диверсантов стал еще один грузовой пароход, к которому были прикреплены все оставшиеся мины. Затем диверсанты тронулись в путь к острову Донгас, где планировалась встреча с остальными коммандос.
Лайон и Хастон, расставшись в гавани со своими товарищами, проникли на якорную стоянку для досмотра судов, где, как ни удивительно, не было почти никакого освещения. Диверсанты гребли на протяжении двух часов, пока им не удалось разглядеть красный огонек и силуэт танкера. Они обошли глубоко сидящий в воде танкер и, решив израсходовать на него все свои мины, прикрепили три мины над машинным отделением, еще три в непосредственной близости от винта и начали продвигаться вдоль правого борта танкера. Прикрепив к борту танкера еще три мины, диверсанты начали отход
Дэвидсон и Фоллз проникли в бухту Кеппел, где диверсантам удалось прикрепить мины к трем транспортным судам. Они услышали, как часы театра Victoria Hall пробили час ночи, и отправились в обратный путь, к острову Помпонг, где была запланирована встреча всех коммандос. Лайон, Хастон, Пэйдж и Джоунс добрались до острова Донгас непосредственно перед рассветом. В 5.15 утра они услышали глухой шум взрыва, еще через шесть минут шум второго взрыва. В последующие 20 минут до диверсантов донесся грохот еще пяти взрывов.
Буквально через сутки все диверсанты были на борту своего судна rait. Обратное путешествие прошло почти без происшествий. 19 октября rait бросил якорь в заливе Эксмут через 47 дней после выхода в море на пути в Сингапур, пройдя около 5 000 миль.
Хотя потерянные японцами в результате рейда на Сингапур суда имели общее водоизмещение всего 37 000 тонн, что не было существенным по сравнению с потерями, которое японское судоходство несло в результате атак американских подводных лодок, сам факт дерзкой атаки мог бы сильно поднять боевой дух союзников, но сведения о ней не попали в СМИ. Информация о ней была полностью засекречена, так как союзники сочли, что японцы, узнав слишком много о рейде на Сингапур, сделают все возможное, чтобы обезопасить свои порты от подобных атак. Коммандос вернулись в состав Группы Z, не зная о том, что японцы обвинили местных истинных или мнимых саботажников в потоплении своих судов и начали расследование, которое привело к заключению в тюрьму, пыткам и казням сотен китайцев и малайцев и даже небольшой группы европейцев, интернированных на острове.
Айвэн Лайон, произведенный в подполковники, будучи уверенным в том, что японцы не будут ожидать новые атаки на Сингапур, предложил осуществить еще один, более масштабный рейд в 1944 году…
Продолжение следует…

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

ДИВЕРСИОННЫЕ РЕЙДЫ СОЮЗНИКОВ НА ГАВАНЬ СИНГАПУРА. Часть 1. ГОД 1943-й - ОПЕРАЦИЯ ДЖЕЙВИК В 1943 году диверсионный отряд, состоявший из британских и австралийских коммандос, осуществил успешный

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *