СТЕФАН МАЛЛАРМЕ.

 

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ. Печалилась луна. Восторг неуловимый Рыданьями виол струили серафимы, И музыка текла с невидимых смычков В лазурь дымящихся, туманных лепестков... Малларме радикальным образом

«Печалилась луна. Восторг неуловимый
Рыданьями виол струили серафимы,
И музыка текла с невидимых смычков
В лазурь дымящихся, туманных лепестков… «
Малларме радикальным образом переосмыслил вопрос о предназначении поэзии. Он считал, что она не должна учить или описывать. В ней должно быть что-то сверхреальное. По словам Малларме, поэзия это передача сокровенного смысла с помощью человеческого языка. Она одаривает нашу жизнь подлинностью. Поэт является посредником между миром людей и тайнами, заключенными во вселенной. Он может приоткрыть завесу, скрывающую трансцендентное, путем использования слов-символов. Именно за ними угадывается иная реальность, которую так хотел передать нам Стефан Малларме…
Будущий поэт появился на свет в Париже 18 марта 1842 года.Он обучался сначала в религиозном пансионе, расположенном в Отейе (в 1853 году), а затем, с 1853 года, посещал лицей Санса. Обучение в последнем оказалось мучительным для будущего поэта. Он стал еще сильнее ощущать свое одиночество после того, как в 1857 году скончалась его 13-летняя сестра Мария.
Диплом бакалавра Малларме получил в 1860 году. Его отец хотел, чтобы Стефан стал чиновником, однако Малларме отказался от этой карьеры. Уже тогда он чувствовал, что станет поэтом.
В течение нескольких месяцев 1862 года Стефан находился в Лондоне. Здесь он усовершенствовал свой английский язык. Возвратившись во Францию в 1863 году, он стал преподавателем английского в лицее Турнона.
Жизнь Стефана с этого времени как бы разделилась на две части. Он был вынужден учительствовать ради небольшого заработка, чтобы обеспечить семью. Другой стороной его жизни было поэтическое творчество.
В скором времени, в 1865 году, появилась его поэма под названием «Послеполуденный отдых фавна». Малларме представил это произведение на суд Т. де Банвиля, который был одним из лидеров Парнасской школы. Эта поэма являет собой чувственную и утонченную эклогу. Языческая радость бытия пронизывает все произведение. Парнасский период творчества 12 мая 1866 года состоялась первая публикация Малларме (10 стихотворений, напечатанных в «Современном Парнасе»). Этот факт означал, что парнасцы признали его. Затем настали годы поиска новых средств выражения своей поэтической индивидуальности…
Звонарь
«Очнулся колокол, и ветер чуть колышет
Лаванду и чабрец в рассветном холодке,
И молится дитя, и день покоем дышит,
А наверху звонарь с веревкою в руке.
Он ждет, когда над ним последний круг опишет
Ослепший гомон птиц, в безвыходной тоске
Латинские стихи бормочет и не слышит,
Как чуден благовест, плывущий вдалеке.
Так я ночной порой во славу Идеала
С молитвою звонил во все колокола,
И неотзывная раскалывалась мгла,
И стая прошлых бед покоя не давала,
Но верь мне, Люцифер, я силы соберу
И на веревке той повешусь поутру. «
Малларме в конце 1860-х годов написал фантастическую сказку, которую назвал «Igitur, или Безумие Эльбенона». Однако издана она была только в 1926 году. Кроме того, он принялся за работу над «Иродиадой», драмой в стихах. Это произведение, к сожалению, осталось незавершенным. Его фрагмент был напечатан в 1871 году во втором выпуске сборника «Современный Парнас».
В начале 1870 годов Малларме отделился от парнасцев и примкнул к декадентам.
Стефан Малларме стал известен в кругах литераторов. Этому много способствовал П. Верлен, который причислил его к так называемым «проклятым поэтам» (в 1884 году Верлен написал одноименный очерк).
К середине 80-х годов 19 века Малларме считался лидером среди поэтов-декадентов, которые в 1886 году стали называть себя «символистами».
Его сборник под названием «Стихотворения Стефана Малларме» появился в 1887 году, а в следующем переводы поэм, созданных Э. По.
Лазурь
«Предвечная Лазурь с улыбкою холодной
Ошеломляющий обрушила удар
На землю, где поэт, влачась в тоске бесплодной,
Клянет свой немощный и бесполезный дар.
Бегу, закрыв глаза, но, продлевая пытку,
Затылок мне сверлит презрительный упрек.
Куда я убегу Какую полночь вытку,
Чтоб злобный этот взор меня не подстерег
Туманы дымные, восстаньте в мутной сини,
Промозглым рубищем завесьте небеса,
Топите горизонт в безветренной трясине,
Где нерожденные смолкают голоса.
О скука, спутница осенней летаргии,
Покинь летейские пруды и залатай
Венозным тростником пробоины нагие
С краями, рваными от пролетавших стай!
Да вот еще! Пускай химерой душных камер
Над миром проплывут дымы фабричных труб
В кошмарах копоти, где, коченея, замер
Светила желтого окаменелый труп.
Лазурь мертва! К тебе взываю, горстка праха!
Забвение Греха и Славы подари!
Впервые Идеал мне не внушает страха,
В одном хлеву с людьми просплю я до зари.
Как банка без румян, отброшенная в угол,
Опустошен мой мозг: не разодеть ему
Рыдающих идей великолепных пугал!
Зевая, не глазеть в убийственную тьму.
Напрасно всё! лазурь не сбросить с пьедестала,
Ее колоколов неистовый размах
Страшит раскатами ожившего металла,
Гудит в торжественно синеющих псалмах.
Продлив конвульсии, клинок ее железный
Пронзит тебя насквозь. Беги, глаза зажмурь!
Куда бежать Мятеж подавлен бесполезный,
Я обречен: Лазурь! Лазурь! Лазурь! Лазурь! «
Одновременно, наряду с «темными» символистскими стихами, Стефан создавал небольшие по объему и понятные стихотворения по различным поводам. Они были опубликованы только в 1920 году («Стихи по случаю»).
В 1894 году автор издал сборник поэм в прозе и стихов. Тогда же он оставил службу, решив полностью посвятить свою жизнь поэзии. Малларме задался целью создать совершенную, универсальную книгу, в которой было бы дано уникальное и исчерпывающее объяснение мира.
После смерти Верлена, произошедшей в 1896 году, Стефана избрали «принцем поэтов».
Малларме Стефан, биография и творчество которого остается актуальным, скончался 9 сентября 1898 года в Париже. Основная часть его текстов, а также переписка были изданы только после его смерти….
Цветы
«Из вековых лавин лазурного стекла,
И млечности снегов, и ночи звездно-лунной
Ты чаши в первый день творенья извлекла,
Святые для земли нетронутой и юной.
И гладиолусы лебяжьего пруда,
И лавр гонимых душ, больных непоправимо,
Цветок примятых зорь, пунцовых от стыда,
Под благодатною стопою херувима,
И мирт, и гиацинт в блестящих лепестках,
И розу нежную, как женственное тело,
В Иродиадиных пылающих шелках,
Где кровь жестокая победно загустела!
Нагую лилию ты подарила нам,
И белизна ее церковно-восковая
Плывет по медленно вздыхающим волнам
К мечтательной луне и плачет, уплывая.
На систрах мы тебе осанну возгласим,
Окурим ладаном, дымящимся в кадиле,
Мадонна, благостный восторг неугасим,
Садами праведных мы душу усладили.
Праматерь, на твоей взросли они груди!
Бальзамов будущих стекло разбей, разбрызни
И благовонную погибель приведи
Поэту, чахлому от затхлой этой жизни. «

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *