ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

Казалось бы, антигероя играть легко.
Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано.
Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был фильм 1939 года, Чаплин сам писал, что «Гитлер должен был быть высмеян». И только много позже он признался: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения». Но в 39-м году мало кто еще это знал или хотел знать.
Тем не менее Гитлер Чаплина остается гениальным воплощением антигероя в жанре обличительной комедии.
Но были страны, которым было не до комедий. А образ одного из главных антигероев 20 века (да и всей истории человечества, чего уж там) нуждался в иных воплощениях.
Понятно, что грандиозные фильмы-эпопеи о войне могли снимать только в СССР. Требовался и «свой Гитлер», им стал немец ФРИЦ ДИЦ. А ведь еще и имя-то какое Фриц.
Однако и немец немцу рознь, даже в страшные 30-е и 40-е.
Фриц Диц (нем. Fritz Diez; 27 февраля 1901 — 19 октября 1979) и родился, и умер в родной Германии.
Семья Фрица была бедная, мать одна растила троих детей, и с 9 лет мальчику уже приходилось подрабатывать, чтобы помочь семье: он продавал газеты, подавал мячики на теннисных кортах, выучился на электрика.
Но уже в ранней юности Диц начал учиться театральному мастерству, затем стал играть в разнообразных спектаклях. Сначала в кабаре, потом серьезные роли в театре.
Именно в кабаре Диц впервые начал пародировать Гитлера. Он наклеивал усики, выходил на сцену, взмахивал рукой в известном жесте, все дружно вставали, реагировали хором такой же известной репликой, а он говорил: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!»
Как позже рассказывал Диц, ему разрешали пародировать Гитлера в пропагандистских целях.
В те кабаре, где выступал Диц, господа из ведомства Риббентропа очень любили приводить иностранных дипломатов и журналистов. Смотрите, мол, у нас демократия даже пародии на фюрера можно!
Но Диц тогда же вступил в КПГ. Кто бы как ни относился к коммунистической идеологии, нельзя не признать, что не было тогда другой силы в Германии, кроме левых, которая была бы способна хоть как-то противостоять начинающемуся безумию. Именно поэтому в январе 1933 года партия была запрещена. Случилось это сразу после поджога Рейхстага, многие активисты были репрессированы.
К самому же Дицу на второй день после поджога пришли с обыском из гестапо, а затем его уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья…
Диц с женой успели уехать в «вечно нейтральную» Швейцарию.
Нужно сказать, что независимо от убеждений многим представителям немецкой интеллигенции пришлось делать свой выбор. И не надо думать, что это был легкий выбор или не было трудностей. Особенно после того, как во всей Европе разразилась Вторая мировая.
А тем деятелям культуры, которые остались, пришлось потом проходить процесс денацификации, и там тоже далеко не у всех было благополучно.
В Швейцарии Фриц Диц играл в театре, там же дебютировал в качестве режиссера.
Одновременно они с женой создали комитет движения «Свободная Германия».
После войны семья вернулась на родину, в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР.
Фриц Диц опять работает актером, главным режиссером театра.
Сразу же он начинает сниматься в советских фильмах, а с середины 60-х по большей части в советских фильмах о войне в роли человека, против которого реально боролся всю первую половину жизни.
Впрочем, и эти фильмы тоже вид борьбы.
В 1955 году впервые исполнил в кино роль Адольфа Гитлера в знаменитом фильме «Эрнст Тельман вождь своего класса».
Статья о киноэпопее «Освобождение» описывает историю, как Диц долго отказывался от роли и потребовалось вмешательство на уровне руководителей государств. Это тоже объяснимо: настоящие актеры не любят находиться в одном амплуа, а тут одна роль, да еще и какая.
Играл Гитлера в телесериале «Семнадцать мгновений весны», «Солдаты свободы» и других фильмах.
Юрий Визбор, сыгравший роль Бормана, вспоминал, что когда в «Мгновениях» снимали сцену совещания в бункере, всех охватил натуральный ужас, аж руки затряслись, когда в павильон вошёл Фриц Диц — настолько удалось Дицу вжиться в свой «надоевший образ» во всём его ужасе, чудовищности и при этом обыденности.
Фриц Диц так и считается лучшим исполнителем роли Гитлера, хотя очевидно, что семикратное появление на экране в этой роли в разных картинах вряд ли доставляло ему такое уж большое творческое удовлетворение. Цельная личность, цельный характер. Далеко не всегда, когда читаешь чью-то биографию, понимаешь, что человек родился в свое время и был на своем месте.
Сам он не считал, что его предназначение бесконечно играть Гитлера (к тому же были роли классического репертуара и в театре), но кинозрителю он определенно донес все, что хотел выразить и к чему всей своей жизнью имел самое непосредственное отношение.

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

ОБРЕЧЁННЫЙ НА РОЛЬ ГИТЛЕРА Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *