ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

«Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало выставлялся.
Тем не менее, он входит в десятку самых известных сервизов мира.
История его создания началась в конце XVIII века, с момента встречи французского живописца, гравера, иллюстратора, писателя и дипломата Доминика Вивана барона де Денона с будущим императором Франции Наполеоном Бонапартом.
Молодой аристократ барон Денон начинал свою карьеру как писатель и иллюстратор, имевший успех, как у критики, так и в обществе. Он быстро становится фаворитом короля Людовика XV, который доверяет ему сбор и хранение коллекции своего Кабинета медалей, а также пополнение коллекции античных гемм для мадам де Помпадур.
Но Денон мечтает не о придворной, а о дипломатической карьере. Первым успехом на этом поприще было назначение его Людовиком XV военным атташе в Санкт-Петербург, где он пользовался большим доверием у Екатерины II. После воцарения на престоле Людовика XVI, барон продолжил службу в Швеции, Швейцарии и Италии.
Годы жизни в Италии были посвящены тщательному изучению памятников древнего искусства: Денон начал коллекционировать древности и делать рисунки и чертежи архитектурных памятников Древнего Рима. Кроме того, в Италии он изучает искусство гравировки.
По окончании своей дипломатической карьеры, Денон возвратился в Париж. Здесь он стал членом Академии изящных искусств и отныне, до конца жизни, посвящает себя художественной деятельности. Впоследствии Денон становится первым директором Лувра и многое сделает для создания его коллекции. По своему положению и богатству Денон занимает видное положение в высшем обществе. Он вхож в дом одной из видных фигур парижской светской жизни, главной законодательницы моды — Жозефины де Богарне. В ее особняке он знакомится с Наполеоном Бонапартом. Молодой французский генерал, к тому времени командующий Итальянской армией, в ореоле прославивших его побед, принимает решение отправиться в военный поход в Египет, полагая, что эта экспедиция поможет ему достичь более высокой должности.
Наполеон предложил Денону присоединиться к военной экспедиции в Египет, и художник с удовольствием согласился, отправившись на Восток в качестве эксперта секции литературы и искусства, только что созданного в 1798 году в Париже, Института Египта. Собирая материалы для своих художественных и литературных работ, Денон прошел с французскими войсками от Дельты Нила до Асуана. Было ему в то время уже 52 года.
Находясь в действующей армии, часто под огнем противника, Денон сделал множество эскизов памятников древнего искусства пирамид, древних храмов, развалин и таинственных иероглифов. В 1801 году Денон вернулся во Францию. По результатам египетских эскизов художник сделал несколько альбомов великолепно выполненных рисунков египетских древностей, которые были изданы в Париже в 1802 году под названием «Путешествие в Нижний и Верхний Египет».
Историки пишут, что, во многом благодаря этой работе Денона Европу захлестнула так называемая «египтомания» — мотивы древнеегипетского искусства стали атрибутом французского имперского стиля ампир.
Идею создания тематического сервиза, посвященного успешному походу французской армии в Египет в 1789-1801 гг., поначалу предназначенному в дар Жозефине, подсказал Наполеону именно Денон. По заказу императора сервиз был изготовлен на Севрском фарфоровом заводе в 1804-1806 гг. Альбом гравюр Данона послужил основой для создания скульптурного декора, тематических и орнаментальных росписей сервиза.
Не существует точных сведений, почему Египетский сервиз так и не был преподнесен Жозефине. Предполагается лишь, что к моменту окончания изготовления сервиза, Наполеон в политических целях развелся с женой и заключил брак с австрийской принцессой, а оскорбленная Жозефина не приняла отступной подарок.
Сервиз оставляют до лучших времен. В 1807 году он был обещан в качестве подарка Александру I Наполеоном Бонапартом, пытавшимся возродить традицию дарения, утраченную Францией в революцию 1789 года. В 1808 году в Эрфурте министр иностранных дел Франции Талейран, по поручению Наполеона, дарит сервиз Александру I в честь заключения Тильзитского мира между Россией и Францией.
Этот подарок Наполеона не был приятен русскому императору, так как напоминал ему про поражение при Аустерлице, а затем и войну 1812 года. Именно поэтому Египетский сервиз никогда не использовался по прямому назначению. Сначала его отправили на хранение в Сервизную Большого Кремлевского Дворца, затем в 1883 году — в Оружейную палату, а в 1924 году передают в Государственный музей керамики «Усадьба Кусково». В 1929 году в порядке обмена десять предметов сервиза были переданы в Государственный Эрмитаж.
Полный сервиз состоит из двух частей десертной и набора для завтрака и кофе (кабаре), а также настольного украшения. В декоре тарелок и сосудов использованы иероглифы, знаки зодиака, геометрические и растительные орнаменты. Роспись каждого из предметов индивидуальна. На дне всех экспонатов есть надпись, указывающая сюжет.
Главным украшением Египетского сервиза является «Сюрту дю табль» (настольное украшение) из белого матового фарфора (бисквита), которое представляет собой 13 миниатюрных копий моделей храмов Древнего Египта в Фивах и Луксоре. Тематически и композиционно украшение связано со скульптурами египтян, держащих в поднятых руках чаши для фруктов и завершающих композицию длиной около пяти метров.
«Сюрту дю табль» спроектировали скульптор Александр Брашар и участник египетской военной кампании архитектор Жан Батист Ле Пер.
Севрская мануфактура славится изобретением красителей, дающих после обжига посуды высочайшего уровня насыщенный, глубокий кобальтовый цвет. Именно им, вместе с позолотой, и покрыты предметы Египетского сервиза.
Росписи на посуде выполнил ведущий художник Севрской мануфактуры Жак-Франсуа Свербах. Золоченый декор архитектор Теодор Броньяр.
Египетский сервиз никогда не выставлялся в музеях России, так как для его транспортировки требовались большие финансовые расходы и трудности. Единственным исключением было начало 90-х годов XX века, когда он выставлялся в столичных музеях Европы и США. Первым городом, где решили показать сервиз в России, стал Ярославль.

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

ЕГИПЕТСКИЙ СЕРВИЗ НАПОЛЕОНА «Египетский сервиз» ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *