CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА
Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также схематизированные композиции.
Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и много фигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.
ПРОТОГЕОМЕТРИКА (X-IX вв. до н.э.) — большая и исключительно важная эпоха. Ею были заложены основные принципы художественного языка Эллады. Тип сосуда — часто урна для сожжения останков покойного.
Как показывает одна из лучших ваз протогеометрики — амфора, хранящаяся в Афинах, — основными героями мира остаются все те же мать-вода и сын-солнце. Вода изображается в центре в виде небрежной волны: она показывает, что внутри сосуда находится водный мир, в котором умирает и рождается солнце. Солнце помещено выше, в зоне плеч, на переходном месте от тулова к венчику. Оно тоже в переходном состоянии — полукруг, в множественной форме (концентрические полукруги). На амфоре два таких полукруга разделяет вертикаль новый и важный знак «мировой оси», относительно которой два знака-солнца выглядят зеркально: одно заходит, другое восходит.
Выдающимся памятником ранней ГЕОМЕТРИКИ является амфора, найденная, подобно многим другим аттическим, на Дипилонском некрополе (у Двойных ворот) в Афинах.
Пропорции вазы становятся строже, сама она более устойчивой. Прежде слитные и перетекающие друг в друга части теперь строго артикулируются: каждый элемент исполняет свою функцию в системе целого, и особенно важно размещение ручек на вазе — они служат условными «входами-выходами» в ее интерьер. Исполнители ритуала считали, что сложенные в вазу останки умершего помещены в нее, как в лоно водной матеры, и что внутри этого лона он должен возродиться как сын, так ежедневно умирает и возрождается солнечный бог.
Средства колорита остаются прежними светлый фон (красноватая аттическая глина) и разных оттенков черная глазурь.
Но образная система меняется. С резким отделением горла (шейки) вазы от ее тулова плечи как таковые исчезают, и солнце переселяется прямо в водный мир, т.е. на тулове, предстают теперь оба героя одновременно. Причем ваза залита черной глазурью почти полностью, за исключением фона в зоне главных фигур. Она предстает как потусторонняя, таинственная. В ее ночном мире зажигаются два глаза два больших концентрических круга. Включенные в широкую орнаментальную полосу фриз, они замкнуты в квадратные ячейки метопы и отделены друг от друга вертикальной полоской декора триглифом. Исчезает все натурально-стихийное. Все геометризуется подчиняется циркулю и линейке. Вот почему здесь почти невозможно отыскать былую «волну». Конечно, можно считать, что чернота вазы и есть знак ее «подводности». Однако прежнее место «волны» на тулове не могло так скоро исчезнуть значит, «волна» превратилась в другой образ-знак. Внимательно присмотревшись к рисунку, можно заметить, что она стала меандром угловато-ломаной линией и помещена теперь, вопреки логике, вертикально: «вода-меандр» разделяет два образа солнца, огненный характер которого подчеркнут центральным крестом.
Структура рисунка отражает конструкцию формы: ручки вазы делят ее на переднюю и заднюю части; фриз на нижнюю и верхнюю; триглиф на левую и правую части. Выстраивается жестокая система координат, в соответствии с которой ваза представляет собой модель космоса. Два солнечных глаза, погруженные в ночную тьму хаоса, воспринимаются как два светила, но теперь не в переходном, как на субмикенской вазе, а в стабильном. Один глаз, обрамленный устремленным вверх орнаментом, обозначает жизнь, другой, с доминантой знаков, направленных вниз, смерть. Это те же заходящее и восходящее солнца, что прежде передавались концентрическими полукругами, но теперь они выглядят как мертвое и живое, как старый отец и новорожденный сын.
Кроме сосудов геометрического стиля, употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях.
Одним из таких монументов была дипилонская амфора VIII в. до н.э., найденная на некрополе Афин, около двойных ворот Дипилона, давших название не только этому, но и многим другим памятникам той эпохи.
По форме дипилонская амфора отличается от амфор, предназначавшихся для хранения вина или оливкового масла. Вместо двух вертикальных ручек по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа.
Стремление к созданию монументальных памятников у не имевших развитого зодчества и пластики дорян проявилось в изготовлении таких огромных (2,03 м высотой) керамических надгробий. Торжественное настроение при созерцании сосуда рождается не только благодаря его высоте. Вытягивающаяся кверху динамическая яйцевидная форма тулова находит продолжение в чуть расширяющемся, гордо возносящемся цилиндрическом горле.
Поверхность дипилонской амфоры древний художник покрыл множеством узоров геометрического стиля, расположив их в строгом порядке. Фризообразность росписей в композиции дипилонской амфоры, да и в других изделиях геометрического стиля, органически связана с процессом создания их формы. Подобно тому, как над поверхностью гончарного круга поднималось вращающееся тулово будущего сосуда, так поднимаются, обегая его кольцами, живописные фризы. Они то узкие, то широкие, в зависимости от места, на котором находятся. Даже границы между фризами художник обозначал, очевидно, пользуясь вращающимся гончарным кругом. Без этого ему трудно было бы добиться такой точности в проведении четких линий.
Сами фризы заполнены повторяющимися узорами геометрического стиля кружками, точками, треугольниками, ромбами, так называемым заполнительным орнаментом. Доминирует в росписи меандр. Мастер использует его простые и сложные формы, размещая их то в узком
фризе, то в широком.
Напротив самой широкой части тулова вазописец заставляет зрителя остановиться в благоговейном молчании, чтобы созерцать сцену оплакивания умершего, возлежащего на высоком столе. Однообразные фигуры плакальщиков с воздетыми к небу руками также характерны для геометрического стиля: их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися под прямым углом линиями, едва намечены утолщения бедер. Основной сцене отведен центральный участок тулова.
Вторая важнейшая форма геометрического сосуда кратер, «мужская» вещь, наилучшим представителем которой является кратер из Керамика в Афинах. Похожий на монументальный бокал, кратер был открытым сосудом, его интерьер был виден владельцу лоно разомкнуто и превращено в голову, которая высится на устойчивой шее (ножке). Общий смысл геометрической вазы в нем сохраняется, но в модифицированном виде: ножка-мать, вместилище-сын. Вместе с тем форма сосуда представляет и новое: «отделенную» от тулова «голову» на основании «шее».
Кратер был неотъемлемой принадлежностью пира-симпосия, а пир-симпосий в свою очередь составлял непреложную часть ритуального была греков-мужчин. Пиры начинались сразу после захода солнца и длились всю ночь до рассвета. На симпосиях больше пили, чем ели, и характерно, что прежде вкушали явства, а потом уже пили вино: сначала обновлялась плоть, а затем уже кровь человека (так в сказках сначала вспрыскивают тело мертвой, а потом живой водой).
Вот почему на кратерах распространился иной сюжет. Вместо «женского» протесиса появляется «мужская» экфора. Экфора означает «вынос». В обрядовом смысле это выезд погребальной колесницы из дома умершего к месту его захоронения на кладбище.
Росписи на многих вазах геометрического стиля, возможно, связаны с магическими воззрениями греков.
Так, волнистые линии могли ассоциироваться с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой, вином или маслом.
Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через не закрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить его содержимое.
Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магической основы рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, даже изображенного схематически, в условной манере.
Геометрический стиль, по-своему выразительный, отличался большой условностью форм. Лишь во второй половине VIII в. до н. э. обнаружились тенденции, которые свидетельствовали об отказе от строгих принципов геометрики и предельно лаконичных методов. Мастера начали показывать различные предметы и человека более объемными и живыми. В этом проявлялся отход от условности геометрики. Одновременно с формированием все более зрелых представлений о явлениях, мире возникла потребность в более подробном, чувственном изображении. От условных, геометризированных образов мастера переходили к полнокровным, жизненно конкретным.
В годы кризиса геометрики (конец VIII в. до н. э.) вырабатывался новый метод выражения человеческих чувств. Создавались предпосылки для рождения нового этапа в эллинском искусстве (VIIVI вв. до н. э.).
следует…

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 1 ПРОТОГЕОМЕТРИКА И ГЕОМЕТРИКА Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *