CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ
Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э.
В IV в. до н.э. в связи с появлением фресковой живописи росписи на сосудах уже во многом теряют свое былое значение.
В VII и особенно VI в. до н.э. сложилась довольно стройная, хотя и допускающая отдельные вариации система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Так, амфора предназначалась для хранения вина и масла; кратер — для смешивания (во время пира) воды с вином; из килика пили вино; в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы.
В обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности в вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себе в мечтах и мифах. Лаконичное, условное выражение чувств уже не вполне удовлетворяло.
Эволюция вазовых росписей шла от схематичных и отвлеченно-декоративных изображений к композициям развернуто сюжетного характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев.
Художники VII в. до н. э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы.
Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориентализирующим (то есть подражающим Востоку). Центрами этого направления были торговые города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. Вазы с островов Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались нарядностью росписи, носившей в основном декоративный характер. Росписи эти выполнялись коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до буровато-коричневого. Целый ряд мотивов орнамента был заимствован с Востока.
Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого.
Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел.
В ориенталистике творчество отдельных центров расписной керамики еще более активизируется, но соотношение сил выглядит иным. Те области, где геометрика лидировала и проявила себя в чистоте стилистических свойств, продолжали какое-то время оставаться под гипнозом ее «каркасной» системы. И, напротив, там, где геометрика не прижилась, переход к новому стилю совершился быстрее. Так что Афины и Аргос в VII в. до н.э. отчасти уступают свою авангардную роль Коринфу и Восточной Греции, но вместе с тем они остаются духовными форпостами нового стиля.
Ранние коринфские изделия это чаще всего небольшие флаконы для масла. Поверхность некоторых разделена, как и в родосских вазах, на фризы, заполненные изображениями, другие сплошь покрыты какой-нибудь одной фигурой. Сюжеты росписей различны, особенно часто художники показывают фантастических сирен, сфинксов, грифонов, а также реальных зверей и птиц. В росписях коринфских кувшинов господствуют яркие тона, пестрота и сочность живописных пятен, гибкость извилистых линий и мягкость контуров. Если на родосских вазах животные были показаны гибкими, поджарыми, сильными и напряженными, то в коринфских росписях они спокойные, немножко вялые, их нечеткие и часто смазанные очертания расплываются. Краска на коринфских сосудах нередко заходит за границу процарапанного контура так, что в основе рисунка оказывается не линия, но свободное в своих формах красочное пятно. В своих росписях мастера применяли черный лак, белую краску, коричнево-лиловатый пурпур, наложенные на терракотовый (желто-оранжевый) тон.
Ярчайший лик греческого ориентализма представляют так называемые мелосские вазы большие амфоры на высоких ножках, гидрии и блюда. Центр их производства до сих пор не установлен.Они по-своему организуют тематику, по-своему строят пространство, по-своему представляют отношения человека и мира.
Об этом дает представление одна из лучших «мелосских» ваз амфора из Афин со сценой прибытия Аполлона на Делос, ок.640г, до н.э. В ее форме, свойственной поздней геометрике (прорезная ножка-пьедестал и широкая высокая шея), в монументальном размере и сплошной системе декора видны признаки прошлого. Плотное заполнение фона строится на орнаментах нового типа: лучи, спирали, пальметты, розетты, усики, волюты. Что до фигур, то они действительно традиционны и выдают черты народного примитива достаточно взглянуть на параллельные контуры конских ног и веерный разворот их голов. Они не накладываются друг на друга, не пересекаются, не выстраиваются планами, не уходят снаружи вглубь. Нет никаких признаков перспективы.
Мастер старательно заполняет орнаментами и узорами промежутки между фигурами и предметами, подобно тому, как делал это художник геометрического стиля.
Но характер орнамента и рисунка совершенно иной. На фризе верхней части вазы мерно шествующие утки. Ритм движений, эмоциональный строй здесь не такой, как в центральной сцене, где в характере линий проступает взволнованность, приподнятость чувств. Торжественны Аполлон и Музы, величественны движения Артемиды, появившейся перед ними и останавливающей колесницу. Ритмом же спокойных, неторопливых движений птиц мастер оттеняет обыденность этого второстепенного по значению сюжета и не трактует его так возвышенно, как главный.
В ориентализирующей вазописи был создан на основе геометрического новый космос с более рельефным человеческим образом, с ориентацией не на загробную жизнь, а на мир живых, с отходом от ритуальной космологии к ритуальной символике древневосточного типа, а затем и к ритуальным мифам.
Ориенталистика в вазах мир оживающих теней, цветной, многокрасочный, богатый и пестрый, похожий на пышную ткань, на ковер. Покров Пенелопы, который в геометрике был создан для смерти, служит теперь живым.
следует…

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

CТИЛИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ. Часть 2 ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. Лучшие столетия в истории греческой вазописи VIII-V вв. до н.э. В

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *