МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов немецкой фирмы Alett. Работы над ним начались, предположительно, в конце 1940-го или в начале 1941-го года.
Засеянные минами пространства вдоль французской «Линии Мажино» внушали простую мысль, что противники доблестного Вермахта и в последующем не откажутся от применения мерзких и противных противотанковых мин. Тут-то и родилась идея специализированных самоходных минных тралов, способных проделывать проходы непосредственно в боевых условиях. В то время наиболее распространенными были противотанковые пушки калибра 25-45 мм, поэтому защищенность трала вполне могла ограничиться 30-40 мм бронированием. Что для данных калибров ПТО, с дистанции свыше 300 метров, с оптимальных углов обстрела делало трал (по мнению адептов сумеречного тевтонского гения) абсолютно неуязвимым.
Конструкторы компании Alett, подошли к решению вопроса творчески, даже креативно. Мозговой штурм привел их к замыслу, который заключался в том, что обладавшая внушительной массой машина (38,5 тонн) должна была давить мины колесами!
Для этой цели была выбрана оригинальная схема шасси, с двумя передними колесами диаметром 1900 мм. Каждое из колёс оснащалось десятью металлическими «башмаками» соединявшиеся между собой промежуточными звеньями. Заднее колесо диаметром 1460 мм также оснащалось десятью «башмаками» аналогичной конструкции, но меньших размеров. Опорная поверхность «башмака» на ведущих колёсах составила 630х630 мм, а на направляющем колесе 630х315 мм.
Весьма оригинально был выполнен корпус, по компоновке напоминавший танковый. В передней части корпуса располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отсеком. Лобовые бронелисты устанавливались под углами наклона от 30 до 75 и имели толщину 35-40 мм. Толщина бортовой брони не превышала 20 мм. Место водителя располагалось слева, командира машины справа. Помимо своих непосредственных задач командир также обслуживал два пулемета типа MG34, которые устанавливались в башне, заимствованной у серийного танка Pz.pfw.I Ausf.B. Чтобы обеспечить приемлемые сектора обстрела башня устанавливалась со смещением на правый борт на подбашенной коробке, закреплённой при помощи уголков на болтах. Толщина бронелистов коробки составляла 10-35 мм. Для наблюдения за местностью экипаж мог воспользоваться телескопическим прицелом и шестью смотровыми щелями.
В моторном отсеке, занимавшем кормовую часть корпуса и отделенным от трансмиссионного отделения перегородкой, поперечно располагался бензиновый двигатель Maybach HL-120, мощностью 300 л.с.
В каких условиях проходила постройка этой машины, пока остаётся не выясненным. Из сохранившихся сведений известно, что бронированный самоходный трал получил заводское обозначение Vs.fz.617, а в зарубежных источниках его называют Minenraumer Alett или Alett Räumer S.
Единственный опытный образец предположительно был собран в 1942 году.
О дальнейшей судьбе трала сейчас ходят самые разнообразные легенды:
— доставлен на Курскую Дугу летом 1943 года и затем закопан немцами по причине невозможности эвакуации (соответственно потом нашими сей девайс откопан);
— брошен при отступлении летом 1944 года в Белоруссии (в болоте застрял);
— брошен при отступлении летом (осенью) 1944 года в Польше (в другом болоте застрял);
— брошен в Германии и отправлен на свалку одной из воинских частей, откуда извлечен в 1950-е годы (случайно найден солдатами-срочниками).
В общем, недостатка в версиях не наблюдается.
А вот настоящая история Alett Räumer S оказалась несколько прозаичнее. Весной 1945 года трал был обнаружен советскими войсками на территории Германии (полигон в Куммерсдорфе) в практически нетронутом виде. Судя по всему, эта машина настолько не интересовала самих немцев, что они даже не удосужились вывести её из строя. Благодаря этому советские специалисты получили возможность не только детально ознакомиться с её конструкцией, но и провести полный цикл испытаний на полигоне в Кубинке.
Когда именно проводились тесты сказать затруднительно, но составленный «по горячим следам» отчет датирован 31-м июля 1947 года. На испытаниях выяснилось, что при полосе траления 3170 мм образуются три не сплошные полосы общей шириной 1900 мм. Таким образом, пропуски между рабочими колесами составляли по 635 мм, что составила 40% от полосы траления.
Не слишком удачным оказалось размещение пулеметной башни, обладавшей большими «мертвыми зонами», составлявшими не менее 60 градусов. Но самое главное — эта трехколесная конструкция категорически отказывалась передвигаться быстрее 10 км/ч, даже по твердому дорожному покрытию. А уровень бронирования этого агрегата защищал худо-бедно только от крупнокалиберных пулеметов — уже снаряд калибра 45-мм пробивал броню запросто.
Несмотря на столь неутешительные данные, всё-таки было решено провести боевое траление. Правда, трал двигался не самостоятельно, а буксировался за танком. Взрыв противотанковой мины Alett Räumer S действительно выдержал, однако командир и водитель получили сильную контузию. На этом испытания конструкторского прорыва фирмы Alett было закончено.
Прототип трала был вначале отправлен на временное хранение и впоследствии его передали музею бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.
Но если кто-то подумает, что трехколесный Alett Räumer S был самым странным шедевром конструкторов бронетехники Третьего Рейха, но он глубоко заблуждается. Не только инженеры фирмы Alett обладали в полной мере качествами сумрачного тевтонского гения.
Знаменитая на весь мир фирма Крупп, тоже захотела внести лепту в создание минных тралов.
Как итог — конструкторы компании rupp «выродили» колесную минодавилку. К сожалению о ней известно гораздо меньше, чем о трехколесном чуде алкетовцев.
Общий принцип применения rupp Räumer S (он же Selbstrantrieb) был весьма прост обладая высоким удельным давлением на грунт трал должен был в буквальном смысле этого слова давить мины, расчищая тем самым проходы для боевой техники и пехоты. Не исключено, что при создании этой машины использовались наработки, полученные в ходе проектировании Räumer S фирмы Alett. То есть принцип работы обеих вундервафель был один и тот же.
Трал имел сочлененную двухкорпусную конструкцию. Каждый из корпусов оснащался 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90, мощность по 360 л.с. каждый, размещенных в кормовой части, и индивидуальным постом управления, который был вынесен далеко вперед за колесную ось. Место водителя располагалось с левой стороны. Стальные колеса диаметром 2700 мм, в совокупности с высоко поднятым корпусом (клиренс составлял больше 1 метра), должны были обеспечить хорошую защищенность рабочих мест экипажа и основных агрегатов трала. Также предполагалось, что rupp Raumer S будет обладать хорошей подвижностью на местности.
По имеющимся сейчас данным единственный опытный образец rupp Räumer S был изготовлен в 1944 году и прошел несколько ходовых тестов без непосредственного траления минных полей.
По всей видимости, в предложенном виде трал не устроил вермахт.
Помимо огромной массы, составившей 130 тонн (!!!), машина обладала немаленькими габаритами (длина 14 м, ширина 3,5 м, высота 3,2 м) и даже двухкорпусная схема не делали её менее уязвимой на поле боя. Вторым большим недостатком была малая ширина полосы траления, которая к тому же не была сплошной. Кроме того, узлы механизма сочленения корпусов были вынесены наружу и могли быть выведены из строя после подрыва мины. Таким образом, боевая ценность rupp Räumer S представлялась весьма сомнительной.
Прототип минного трала был захвачен американскими войсками в Хиллерслебене (Hillersleben) весной 1945 года и отбуксирован на пункт сбора трофейной техники. Его полномасштабные испытания не проводились, а в послевоенный период rupp Räumer S был разобран.

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

МИННЫЕ ТРАЛЫ ОТ СУМРАЧНОГО ТЕВТОНСКОГО ГЕНИЯ Хитрый агрегат Vs.fz.617 (он же Alett Räumer S, он же Minenraumer Alett) появился на свет благодаря нетривиальным решениям инженеров и конструкторов

Источник

Нет комментариев

  1. Третьяков Иван

    Конструкторы были сумрачные, но не гении).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *