ЗА СТЕНАМИ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА: ПАРАДНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

ЗА СТЕНАМИ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА: ПАРАДНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ В разнообразии церемониальных традиций китайского императорского двора была одна главная, парадная и наиболее торжественная

В разнообразии церемониальных традиций китайского императорского двора была одна главная, парадная и наиболее торжественная церемония. Ее регламент и распорядок разрабатывались и складывались на протяжении столетий, начиная с эпохи династии Мин, и на протяжении столетий же неуклонно соблюдались, вплоть до падения последней династии Цин.
Парадная церемония проводилась по поводу вступления императора на престол, императорской свадьбы и коронации императрицы, а также по случаю трех главных праздников в году: китайского нового года, дня зимнего солнцестояния и дня рождения императора (bvgthfnjhf).
Местом проведения парадных торжеств был Зал Верховной гармонии Тайхэдянь (), самое величественное и визуально самое заметное сооружение на территории Запретного города.
Тайхэдянь, площадь которого более 2300 кв.м, а высота более 35 м, был перестроен в 1420 году, перестроен в 1697 году и до сих пор является самым впечатляющим сооружением китайской деревянной архитектуры. Архитекторы и строители Зала Верховной гармонии активно задействовали символику. Зал составляет девять «бухт» в ширину и пять в глубину. Ни больше, ни меньше, потому что числа 9 и 5 символически связаны с величием императора.
Попасть в Зал можно, поднявшись по трехъярусной мраморной лестнице.
Во внутренних интерьерах Зала наибольшее внимание привлекает невероятно выразительный, с художественной точки зрения, потолок.
Это немыслимое переплетение растительных орнаментов с извивающимися телами драконов и геометрических форм. В центре размещен замысловатый кессон, украшенный извивающимся драконом, изо рта которого исторгается группа металлических шаров в форме канделябра.
Что же касается пола, то он в Зале самый простой, без каких-либо инкрустаций и украшений. Своеобразным связующим пространством, по которому простота нижней сферы словно перетекает в орнаментальность сферы высшей, является императорский трон.
Трон находится на возвышении из семи гладких ступеней из белого мрамора, контрастирующего с темным камнем пола. А вот сам трон богато украшен деревянной резьбой, которая в нижних элементах трона довольно спокойная, а вот чем выше, тем тоньше и замысловатее. За счет этого и возникает ощущение взлета при восхождении на трон. Символично, и как раз то, что было нужно императору Сыну Неба.
Тронное возвышение окружено шестью колоннами, покрытыми тонким золотом и расписанными все теми же драконами. Символ императорской власти как же без него в главном церемониальном помещении дворца!
Утро в день, определенный для парадной церемонии, начиналось с процессии, которая заполняла всю площадь перед Тайхэдянем. Солдаты императорской армии несли почти две сотни предметов из золота и серебра, деревянные орудия, зонтики, фонари и балдахины, флаги и стяги и так далее.
За воротами Верховной гармонии Тайхэмэнь, построенными в 1645 году и восстановленными в 1889, находилась императорская карета.
Рядом и за внешними воротами Умэнь (Меридианные ворота) стояли нефритовые колесницы. Ворота Умэнь относятся к одним из самых старых сооружений комплекса. Они были воздвигнуты в 1420 году и перестроены в 1647 году. На верхней площадке ворот размещались колокола и барабаны, которые создавали музыкальное сопровождение торжественных церемоний.
К западу и востоку от Зала Верховной гармонии размещался оркестр «малых музыкальных инструментов» Чжун хэ шао юэ, который состоял из колоколов, юэциней (китайская лютня), цисяньциней (китайская арфа или гуцинь), флейт сяо и других духовых деревянных инструментов.
В восточных и западных галереях около ворот Тайхэмэнь находился оркестр «больших музыкальных инструментов» Дань би да юэ, в который входили китайские гонги, большие барабаны, китайские цимбалы янцинь и другие громки звучащие ударные инструменты.
Почетные гости церемонии из числа членов императорской семьи и чиновников высшего ранга размещались в восточной части площади перед Залом, а чиновники местного уровня, то есть более низкого ранга, «ютились» в Павильоне Дракона Лунтин за воротами Умэнь.
За правильность расстановки всех участников и гостей парадной императорской церемонии отвечали Луань И Вэй («департамент императорской символики»), Юэ Бу («музыкальный совет») и Ли Бу («церемониальный совет»).
Все участники церемонии из числа элиты были одеты в одежду, положенного им по рангу цвета, и допускались до ступеней террасы Зала. Ну и гости более низкого ранга, как и иностранные послы смотрели церемонию, стоя на просторном дворе перед Залом.
И вот он, миг торжества! Император облачался в одежды императорского желтого (золотого) цвета, расшитые драконами, и под звук оркестра «больших инструментов» прибывал на своей колеснице в Зал Сохранения гармонии Баохэдянь ().
Затем он шел (или, вернее, шествовал) в Зал Центральной (Полной) гармонии Чжунхэдянь ().
Там император усаживался на трон, чтобы принять придворных, которые спешили выразить ему свое почтение и поклонение, трижды упав ниц перед Сыном Неба и отвесив ему девять земных поклонов.
После этого император отправлялся в Зал Верховной гармонии и усаживался на свой главный трон. Здесь под звуки церемониальной музыки он принимал все те же заверения в верности и почтении, но уже от военачальников и чиновников, а также слушал разного рода поздравления по поводу проведения торжественной церемонии.
Когда же поток поздравляющих и коленопреклоняющих иссякал, император мог встать с трона и покинуть Зал без какого-либо особого знака со своей стороны.
По окончании церемоний по поводу нового года, зимнего солнцестояния или дня рождения император отправлялся во Дворец Цзяотайдянь (Дворец Небесной чистоты), где его ждали отдельные поздравления от императрицы, наложниц и принцев.
Что же касается императрицы, то она также принимала участие в парадных церемониях, однако в этих ритуалах были свои особенности.
В свой день рождения, а также в новый год и день зимнего солнцестояния императрица прибывала на церемонию самостоятельно, в собственном паланкине, в котором она перемещалась по территории императорского комплекса. У нее были свои музыканты и свой трон.
Сначала она поздравляла императора и его мать, а потом отправлялась во Дворец Цзяотайдянь (Зал Объединения и мира) и уже там получала соответствующие поздравления.
Ну, а почтение ей выказывали наложницы императора, придворные дамы и жены придворных и высокопоставленных чиновников.
Ответственными за проведение ритуала в покоях императрицы и за его музыкальное сопровождение назначались евнухи.
Их жизнь при императорском дворе была сложна, выполняемые роли разноплановы. Но это уже другая история…
К сожалению ссылка, откуда взят текст, перестала работать:
Уважаемые читатели,
Российский сайт gbtimes был, к сожалению, закрыт в феврале 2019 года…
…Трудное решение закрыть этот сервис было частью корректировок, которые помогают нам переориентировать нашу бизнес-деятельность…
…Мы хотели бы выразить нашу искреннюю и сердечную благодарность всем нашим читателям и друзьям. Ваша поддержка на протяжении многих лет была неоценима для нас….
С уважением,
Чжао Иньун, генеральный директор
GBTIMES Ltd.

 

.

 

Предыдущая запись В искусстве раннего ренессанса (и немного в зрелом
Следующая запись ТОП-5 САМЫХ УМНЫХ ТРОФЕЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *