СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

 

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся — его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп».
В народе обычно носили чепец из ткани бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу.
Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей.Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы одну на голове, вторую за спиной.
Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены «самым опасным силком», «сладким злом», управляющим миром. И разрешить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя. Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.
Столь же типична для женского облика XII — XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее «гебинде» — от «бинден» («связывать»). Повязана была голова, полузакрыто лицо — связаны воля и мысль женщины… Поверх надевали круглую шляпу — шапель, обруч или даже корону. В таком уборе изваял средневековый мастер святую Уту для Наумбургского собора в Германии.
Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали.
Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.
Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин; по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая») конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей.
Впервые в письменных источниках hennin «упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах «Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай»
Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную до земли вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Высота эннена зависела от степени знатности. Он возвышал феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем выше был ее головной убор. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Дамы рангом пониже не смели, разумеется, иметь колпаки выше, чем им был милостиво установлен предел — до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Особенно он полюбился бургундским дамам. Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.
Атур по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый». Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени.
В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так: «Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.»
Модным также считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его также зависела от степени знатности. Это были одноконечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Часто головные уборы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: «Рядом с дамами, одетыми в эннен, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу». Чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, мужчины надевали шляпы в виде «сахарных голов».
В большом почете были рога — их можно было видеть и на рыцарском шлеме и на дамском чепце. Чешский национальный герой Ян Гус по этому поводу высказался в том духе, что, пристрастившись к рогам, его современницы продемонстрировали свою принадлежность к животным. Но вместе с тем надо иметь в виду, что «рога» были древнейшим оберегом.
Еще один женский головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в., крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (rause), или чепец с рюшами. Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.
Второй оригинальный немецкий головной убор — высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, он выглядит почти как вторая коса.
Третий специфический немецкий головной убор головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV в. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин.
Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает поля шляпы перьями павлинов. За ней тянутся разбогатевшие горожане, но и те, и другие отводят недовольство бедноты, люто преследуя «ведьм» и «волшебников», которых выставляют на позор в высоких остроконечных колпаках.
Позже, уже в 12 веке, крестоносцы, воевавшие с неверными за Гроб Господень и Палестину, не могли устоять перед соблазнами восточного костюма и среди прочих трофеев привезли из походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивилась сарацинской моде, и ношение тюрбанов стало небезопасным.
Но по типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа 15 века — бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, большей частью шелком.
Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот. Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. А с 15 века такой капюшон — недвусмысленный атрибут шутов и «дураков».
Другие шляпы тешат честолюбие одних и тщеславие других. А власть упорно пытается отстоять сословные привилегии. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан по примеру многих учредил «Правила одежды». Английская королева сочла возможным запретить простому люду носить шляпы.
В Западной Европе 14-15 веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.
Шляпные ритуалы помогают глубже понять быт средневековья. На миниатюре первой половины 16 века изображено заседание городского совета Регенсбурга. Председатель совета и некоторые важные персоны восседают в шляпах: остальные — остаются с непокрытыми головами.
Шляпа то и дело становится символом. Она угодила даже на герб швейцарских городов. В средние века на рыночных площадях некоторых европейских городов день торговли начинался водружением колпака на высокий столб. Когда колпак снимали, ни покупать, ни продавать было уже нельзя. Молодые люди, вступая в брак, дарили друг другу шапочки — в залог любви и дружбы.
Чем ближе к нашему времени, тем стремительнее меняются моды. То популярны повязки по образцу античных. То чепцы с оборками, то шлемы с козырьком. То снова пышные сооружения со страусовыми перьями….
В общем и целом при изучении моды того времени надо всегда принимать во внимание, что мы имеем дело с относительно скудным числом сохранившихся оригинальных артефактов и поэтому необходимо анализировать большое число примеров из изобразительного искусства и письменных источников. Но именно эти источники постоянно несут в себе в зависимости от содержания, которое в них намеревались вложить отражение субъективных взглядов средневековых художников или авторов и должны в отношении их близости к повседневности и тогдашним реалиям рассматриваться с осторожностью.
Более того, даже относительно самих сохранившихся фрагментов головных уборов далеко не всегда имеются сведения, идет ли тут речь о «типичных» элементах тогдашней моды, или скорее о локальных или даже связанных с узким кругом лиц особенностях, не имеющих существенного значения для других регионов или слоев общества.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *