Кишинёвский погром начался 6 апреля 1903 на последний день еврейской Пасхи и в первый день православной

Кишинёвский погром начался 6 апреля 1903 на последний день еврейской Пасхи и в первый день православной Уже за несколько лет до погрома в пасхальные дни в Кишинёве стали обычны столкновения на

Уже за несколько лет до погрома в пасхальные дни в Кишинёве стали обычны столкновения на религиозной почве между евреями и христианами. В 1903 национальная рознь была добавочно разожжена сообщениями об убийстве в п. Дубоссарах христианского мальчика, опубликованными в газете «Бессарабец» (редактор Крушеван).
В праздничный день 6 апреля 1903 на улицах толпилось много пьяных, задевавших друг друга. В 4-м часу дня мальчишки стали бросать камни в окна ближних еврейских домов. Полицейский пристав с околоточным пытались задержать одного ребёнка, но и сами были осыпаны каменьями. В дело вмешались взрослые. Разбушевавшаяся толпа разгромила две еврейские лавки, однако к вечеру беспорядки стихли. Никаких насилий над личностью евреев 6 апреля 1903 г. произведено не было. Полиция арестовала за этот день 60 человек.
7 апреля 1903, в день погрома, на улицах стали появляться как христианские, так и еврейские толпы. С раннего утра на Новом базаре Кишинёва собралось свыше 100 человек евреев, вооружённых для самозащиты дрючками, кольями и некоторые даже ружьями, из которых по временам стреляли. У христиан огнестрельного оружия не было. Некоторые евреи плескали в проходящих христиан серной кислотой из бутылок (аптеками традиционно владели евреи). Слухи о насилиях, чинимых евреями над христианами, стали распространяться по городу в преувеличенном виде. Говорили, что евреи совершили несколько убийств, что они ограбили старый собор и предали там смерти священника. При многочисленности еврейского населения, которое, составляло в Кишинёве едва ли не 50%, всё это казалось вполне вероятным.
В ответ в разных частях города группы в 15-20 христиан, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни, начали громить еврейские лавки, дома и жилища. К двум-трём часам дня 7 апреля беспорядки распространились на большую часть Кишинёва. Везде громили иудейские лавки, врывались в молитвенные дома и раздирали свитки Торы. Евреи вели в Кишинёве широкую виноторговлю, и, само собой разумеется, толпы молдаван в числе первых подвергали разорению винные склады, приносившие иудеям богатейший доход.
Захваченная врасплох масштабом погрома полиция растерялась. Часть её начальства в этот праздничный день отсутствовала на службе. Малочисленные, разрозненные блюстители порядка были не в состоянии противостоять разъярённой массе. По телефону из местного гарнизона стали вызываться воинские наряды, но они не имели чёткого руководства и действовали неэффективно. Часть евреев, вооружась револьверами, начала из-за углов и с балконов стрелять в громил. Они делали это так неумело, что выстрелы принесли им больше вреда, лишь усиливая разгул страстей погромщиков. Особенно роковым для евреев был выстрел, которым был убит русский мальчик Останов. С 5 часов дня разгромы лавок перешли в убийства еврейского населения.
Окончательно растерявшийся губернатор фон-Раабен сдал командование начальнику гарнизона генералу Бекману, с правом употребления оружия. Бекман тотчас разделил Кишинёв на участки и стал передвигать части, до тех пор бессистемно разбросанные по городу. Войска прибегли к массовым арестам, и к ночи погром стих.
Жертвами кишинёвского погрома 1903 г. стали, по официальным данным, 42 человека, из них 38 евреев (позже в некоторых еврейских источниках называлась цифра в 45 убитых иудеев). Почти все были убиты ударами тяжёлых тупых орудий по голове. Раненых было 456, из которых 62 христианина (8 с огнестрельными ранами). Из числа 394 раненых евреев только пятеро получили тяжкие повреждения, остальные лёгкие. Никаких следов истязаний ни у кого не было найдено лишь одному слепому на один глаз еврею выбили второй глаз. Почти три четверти пострадавших во время погрома были мужчинами, за единичными исключениями взрослые. Было подано три заявления об изнасилованиях.
При усмирении погрома легко пострадали семеро солдат (один от ожога лица серной кислотой) и 68 полицейских. В общей сложности было разгромлено около 1350 домов немного менее трети всех домов Кишинёва (как после бомбёжки), в том числе 500 еврейских лавок. Арестованных к утру 9-го апреля состояло 816 человек.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *