
О хлыстах,и скопцах мы уже писали,а про сегодняшние секты,слышали далеко не все.А про них стоит упомянуть,они не так известны но весьма колоритны.
Бывали времена, когда просторы Руси населяли очень диковинные православные секты. У них были смешные названия, причудливые обычаи, и ты бы счел их за выдумку юмористов. Cамые странные религиозные секты, которые отравляли жизнь инквизиторам Российской империи: дыромоляи, тюкальщики, телеши и т.д.
Если увидите не стыковки в тексте,прошу прощения.Материал собран из разных источников,в том числе и аж 19 века.
Согласно незабвенному графу Уварову, Российская империя на трех китах стояла православии, самодержавии и народности. О двух последних китах разговор особый, но кит православия, надо признаться, всегда был непрост и порой до того вертляв, что требовал немалого мастерства джигитовки. Паства православная была велика и надзиралась усердно. За отпадение от православия, за переход в иную веру, за неразрешенный брак с иноверцем, за воспитание детей вне православной традиции до 1913 года полагалась каторга, за пренебрежение исповедями и службами кутузка и штрафы.
Куда печальнее было то обстоятельство, что само православие в обширной наше державе порой извращалось местными умельцами так бессовестно, что не успеешь обернуться, а у тебя под рукой, в какой-нибудь Вологодской губернии, уже цветет махровым цветом такая пакостная ересь, что и сам Антихрист бы не додумался. А народ наш легковерный уже готов в защиту этой ереси и за вилы браться, и деревнями в реке топиться, и на каторгу брести.
Конечно, и у нас блюстители чистоты веры не боялись запачкать рук в борьбе с еретиками, оглядываясь при этом и на Запад, на того же Торквемаду. Крупнейший исследователь православной инквизиции Е. Ф. Грекулов приводит чудесное письмо новгородского архиепископа Геннадия, который писал в 1490 году московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал» Геннадий, наслушавшись про Торквемаду, устроил свою показательную казнь еретиков. «Их посадили в шутовской одежде на коней «хребтом к глазам конским», то есть задом наперед, на головы им надели берестяные шлемы с надписью «Се есть сатанино воинство» и в таком виде возили по городу. Городские жители обязаны были плевать на еретиков и говорить: «Это враги божьи и христианские хулители». В заключение на их головах были сожжены берестяные шлемы. Некоторых еретиков, как рассказывает летопись, по требованию Геннадия сожгли на Духовском поле, а других он послал в заточение».
Вплоть до конца XVIII века, до правления Елизаветы, не уважавшей смертную казнь, у нас периодически пытали, жгли и топили в смоле чародеев, еретиков, раскольников и богоотступников. Екатерина Великая вообще фактически запретила преследование старообрядцев, чем изрядно усложнила борьбу за чистоту православия, а к остальным еретикам потребовала применять наказания не более суровые, чем порка кнутом и каторга. И тут, конечно, еретики совсем распоясались.
Основная проблема христианства вообще и православия в частности это, конечно, отсутствие в его главной Священной книге точных и ясных инструкций. То есть в ветхозаветной части-то их полно, но они же все для евреев написаны! Получается страшный сумбур и ты начинаешь слегка путаться.
Что делать, если в Библии тебе под страхом немедленной смерти запрещено работать в субботу, но при этом настоятель монастыря спустит тебе шкуру за невыход на сенокос в священный день, да еще и заподозрит тебя в еретичестве
С Христом тоже непонятно. Он требовал никого не убивать, а тебя его именем отправляют колоть турок. Он запрещал идолов и кумиров, а у вас вся церковь в иконах и скульптурах. Он проповедовал скромность в одежде, а его служители сгибаются под тяжестью золотых горшков на голове.
Неудивительно, что католики так долго отказывались переводить Библию на национальные языки, дабы не вводить народ в искушение; православные иерархи предпочитали вести службы на церковнославянском, а для религиозного просвещения давать пастве лишь сборники молитв да жития, изданные по одобрению Священного Синода.
Будущим же батюшкам, которым по долгу службы приходилось знакомиться с первоисточниками, в бурсах и семинариях надежно вбивали в голову мысль о том, что понимание веры доступно лишь духовному зрению, а духовное зрение надлежит иметь такое, какое велено начальством, и не стоит рассуждать о том, о чем твоей дурьей башке думать не положено. Очень эффективный метод. Но иногда он все же не срабатывал.
И очередной юный батюшка, отправленный в Сморгули, имел порой большой соблазн обзавестись собственным духовным зрением, открывающим истину. Каковой истиной он иногда делился с паствой под большим секретом. И уже через каких-нибудь десять пятнадцать лет очередному инспектору из обер-прокурорской канцелярии придется, утопая экипажем в жидкой грязи, тащиться в Сморгули по доносу: что-де объявилась тут новая чрезвычайно злокозненная секта.
До поры до времени подобные явления прятались отдельными очагами в глубинке. Но в XVII веке произошёл раскол Церкви, а потом царь Фёдор Алексеевич, его сестра Софья и брат Пётр I принялись внедрять европейские моды, нравы, западное просвещение. Нарушилось единство народа, знать оторвалась от простолюдинов, разъезжала по столицам и заграницам, а в умах шёл разброд. По деревням бродили разные странные «старцы» и «старицы», и наряду с раскольниками стали распространяться секты
С XV века в Российской империи было зафиксировано появление более полутысячи сект, борьба с которыми велась с переменным успехом. Секты разделялись по степени их «вредности». Такая классификация была впервые установлена в 1842 году и включала деление на «вреднейшие», «вредные», и «менее вредные». Мы же просто выбрали самые, на наш взгляд, колоритные.
ТЮКАЛЬЩИКИ
Много писалось про индийских тугов,а вот про этих известно мало.Тюкальщики (также душильщики, сократильщики,красноподушечники) названия сект русского раскола в XVIIIXIX веках, которые убивали близких к смерти членов секты, утверждая, что только тот войдёт в Царство Небесное, кто умрёт насильственной смертью. Случалось, что убивали и не больных.Да и вообще их обвиняли в убийствах богатых граждан,с целью получить их состояние.
Или такое свидетельство знатока русского старообрядчества П.И. Мельникова-Печерского: «Душильщики, тюкальщики, сократильщики близких к смерти убивают, полагая, что только тот войдет в царство небесное, кто умер насильственной смертью.
Тюкальщики были уверены, что в Царство Божие войдут только те, кто принял мученическую смерть. Поэтому тюкальщики жестоко убивали (тюкали) всякого родного и единоверца, заболевшего тяжелой болезнью. А иногда могли истребить и совершенно здорового человека, даже не принадлежащего к их секте, исключительно из особой любви и уважения к нему.
Эта секта принадлежит к одному из разветвлений беспоповства. Последователи этой секты проповедуют необходимость мучения и смерти по примеру сорока мучеников, страдавших за Христа. Кроме жажды мученичества и смерти от руки «душителя», сектанты отличаются и другими особенностями: между прочим они отрицают почитание икон, церковную иерархию и священников. По их учению не следует почитать икон потому, что иконы писаны людьми дурной жизни; истинного же освящения быть не может, так как в мире царствует антихрист. Что настало царство антихриста, в этом уверены все сектанты; по их мнению, антихрист воцарился в 1666 г., т. е. со времени собора в Москве, на котором были осуждены Аввакум, Лазарь и др., восставшие против Церкви. Хотя цель этих сектантов умереть; но не каждый, разумеется, отважится на это, а потому с полной определенностью нельзя было указать случаев удушения. Несомненно, однако, одно, что тайная секта душителей существовала, и известно даже, где она существовала: такими пунктами служили село Ивановка и Подлесное, Хвалынского уезда. Но, вообще, секта душителей принадлежит к числу малоизвестных.
В глухих лесах Царевококшайского уезда появилась новая раскольничья секта «подпольников душителей» или просто «душителей». По словам «Волгаря», отличительной чертой этой секты является то, что у них ни один человек, принадлежащий к секте, не умирает своей естественной смертью. Достаточно захворать кому-либо из сектантов на столько серьезно, что ни один «знахарь» или «колдун» (к докторам никто из них не обращается) не в состоянии «выпользовать» больного человека, то близкие ему люди или родные увозят больного куда-нибудь подальше от селения, нередко в какую-нибудь тесную глухую сторожку, и там готовят «болящего раба» к смерти.
Больной, оставленный без всякой медицинской помощи, без всякого надзора и ухода, задушается на смертном одре. А затем труп задушенного отвозится в лесную трущобу и зарывается где-нибудь на дне глубокого оврага, причем могила ловко маскируется хворостом, дерном и т.п., так что впоследствии сами родственники не в состоянии указать могилы. Задушение умирающего больного, по вероучению этой секты, знаменует собою тот «мученический венец», без которого ни один человек не может унаследовать царства небесного.
На этом вероучении и основывается весь дикий фанатизм «подпольников», которому они слепо повинуются, несмотря на все преследования со стороны администрации и на целый ряд уголовных дел по обвинению в убийстве. Но в данном случае следственная власть и сами представители медицинской науки зачастую затрудняются разрешить, имело ли место убийство или нет. Дело в том, что безнадежно больной, который и без того должен был умереть, задушается обыкновенно подушкой, накидываемой ему плотно на рот; знаков насилия на теле никаких не остается, а вскрытие тела умершего констатирует ту или иную болезнь, которой страдал покойный.
Целый ряд дел по поводу таких убийств накончился ничем, в виду отсутствия прямых улик к обвинению. Благодаря всему этому, секта «подпольников-душителей» находит себе все большее число адептов среди крестьянского населения Царевококшайского и смежных уездов и дает немало хлопот сельским и судебным властям.
«Мир Божий», 1895 год, 6 (июнь)
Рассказывая о секте «бегунов», мне вспомнилась другая секта в Вичугском районе, где жили братья Разореновы; одни ее называли «красная смерть», другие наименовали «делателями ангелов», а многие величали просто «душителями». Вичугский район изобиловал разными сектами, укрывшимися в лесных дебрях этой местности, называемой жителями соседних окраин «Чертовым углом».
Мне пришлось слышать от Александра Федоровича Морокина, фабриканта этой местности, что писатель Мельников-Печерский, написавший «В лесах» и «На горах» , писал этот роман у него в доме на фабрике, пользуясь его, морокинским, знакомством и связями с сектантами этого района. Они вместе с ним вдвоем объездили много скитов и познакомились с образом жизни сектантов и их обычаями.
На нашей фабрике при селе Вичуга (сначала под фирмой «Разоренов и Кормилицын», а потом переименованной в Большую Кинешемскую мануфактуру) был доверенным Дмитрий Яковлевич Митрофанов, который работал здесь более пятидесяти лет. Мне случайно пришлось узнать, что Митрофанов принадлежал к секте «красная смерть».
Основание этой секты следующее: всякого члена ее, серьезно захворавшего и близкого к смерти, когда потеряна всякая надежда на выздоровление, обязательно нужно задушить. Этим страданием и мученичеством умирающий искупает свои грехи и таким образом приводится к ангельскому чину.
Д. Я. Митрофанов, будучи шестидесяти с чем-то лет, захворал крупозным воспалением легких, местные врачи признали положение больного безнадежным. Его единомышленники, главари секты, сочли, что настало время привести Митрофанова в «ангельский чин», и приступили к его осуществлению, предварительно выпроводив всех домашних из дома, за исключением жены, тоже принадлежащей к этой секте.
Удушение производится особой подушкой красного цвета. Не потому ли эта смерть называется сектантами «красная»
В то время, когда собравшиеся сектанты в количестве нескольких человек приступили к душению, одна из замужних дочерей Митрофанова, жившая в Костроме, узнав о плохом состоянии здоровья своего отца, приехала его навестить в дом со своим мужем. Они каким-то способом прошли в спальню отца, где и увидали картину удушения красной подушкой. Дочь и зять подняли крик, и перед окнами начали собираться фабричные, шедшие с фабрики, и душители, испугавшись толпы, поспешили убежать, оставив измученного, но еще живого больного.
Дети Митрофанова, не состоящие в секте, отлично знали, что адептов этого толка сектантов имеется в Вичуге большое количество, и, по их мнению, недоделанное душение — величайший грех и во что бы то ни стало следует привести его в исполнение; дети, боясь, что они употребят все усилия задушить отца, учредили охрану дома, с приглашением полицейских, дежуривших день и ночь у его дома.
Вроде как секту,или несколько похожих сект уничтожили в 20 годах 20 века.Но иногда просачиваются сведения,что она сохранилась в Красноярском крае.
БЕССМЕРТНИКИ или ВОСКРЕСНИКИ
Эти сектанты утверждали, что ни один человек, исполненный искренней веры, не умрет. Ведь так написано в Евангелии! Христос умер за нас и воскрес, и теперь все истинные христиане совершенно избавлены от смерти. Главное горячо верить, и никогда хлад могилы не достигнет тебя. А если человек все же умирает ну что ж, значит, сам виноват. Плохо верил!
Бессмертники или воскресники эта секта, выродившаяся из пашковщины, была образована в начале восьмидесятых годов 19 века бывшим в Москве книгоношею «Общества распространения Св. Писания в России», неким М.И. Ивановым, родом из Тверской губ., сосланным в 1893 г. в Эривань. Впоследствии во главе бессмертников стал Евдоким Михайлов Черноног, содержатель каретчиков. Располагая средствами и имея много служащих, Черноног успешно пропагандировал свое учение, особенно среди своих подчиненных. По учению бессмертников, или воскресников, все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится еще к более высшей красоте. Человек призван к наслаждению всем в мире. Так как все в мире целесообразно, то смерть не есть что-либо законное: она не должна быть свойственна природе, она должна быть избегнута и заменена жизнью. Кто из людей сознал и понял это, тот освобождается от смерти. Сознай каждый, что ты не должен и не можешь умереть, и ты бессмертен. На указание, что все люди умирают и что даже апостолы умерли, бессмертники отвечают: «Весь мир не понял учение Христа, и потому смерть царит над всеми». «Грех прародительский состоял в том, говорят бессмертники, что они поверили смертности своей и потому умерли. Но Христос не убоялся смерти Он и воскрес, и мы, если поверим в свое бессмертие, не умрем».






