Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Источник —
Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для многих настоящим ее открытием стал Айртон Сенна.
Страшная авария Ники Лауды в Гран При Германии 1976 года, в которой он едва не расстался жизнью, подписала приговор оригинальному 22,81-километровому кольцу Нюрбургринга Формула-1 покинула «Северную петлю» раз и навсегда. Несмотря на то, что трасса продолжила принимать соревнования в младших формулах, гонках на выносливость и туринге, вместе с потерей Большого Приза ее хозяева лишились солидной статьи дохода. Поэтому в начале 80-х местные власти решили вернуть Ф-1 в Эйфель.
В то время это была не первая попытка возвращения Формулы-1 в места, ранее признанные небезопасными. Например, были реконструированы классические трассы Спа-Франкоршам и Остеррайхринг. В отличие от своих бельгийских и австрийских коллег, использовавших часть оригинальных колец, немцы решили построить абсолютно новый автодром на месте старой «Южной петли». Это вызвало неоднозначную реакцию гоночной общественности и прессы. Многие считали, что новый автодром, с минимальным перепадом высот, будет не таким захватывающим, а главное, не будет иметь исторической и духовной связи с «Северной петлей». Со временем стало ясно, что потомки должны быть благодарны такому решению, так как оно сохранило Nordschleife практически в первозданном виде (при постройке нового кольца оно было укорочено на два километра).
Строительство 4,5-километровой трассы продолжалось около двух лет, а официальное открытие нового Нюрбургринга было намечено на 12 мая 1984 года. В программу мероприятий входили парад исторических автомобилей и мотоциклов, ярмарка, концерт, праздничный салют, но главным событием стала короткая 12-круговая гонка звезд автоспорта разных поколений, организованная Daimler-Benz. Концерн как раз готовил к выходу новую модель 190E 2.3-16 и подобный фестиваль был отличной площадкой для дебюта.
Проект оригинального Mercedes-Benz W201 стартовал в 1976 году под руководством главы технического департамента профессора Вернера Бритшвердта и главного дизайнера Бруно Сакко. Компактный по штутгартским меркам четырех-дверный седан, прозванный Baby-Benz, должен был открыть для компании новую часть рынка, а главным конкурентом рассматривалась BMW 3-й серии. Внешность Mercedes-Benz 190E, кузов которого имел рекордный аэродинамический коэффициент Сx=0,32, получилась очень современной, сохранив при этом традиционные черты, но на старте продаж в 1982 году оказался не таким популярным, как того ожидали в руководстве концерна. Традиционные покупатели автомобилей с «трехлучевой звездой» в сторону Baby-Benz даже не смотрели, считая, что настоящий Mercedes должен быть большим. Увести потенциальных покупателей «трешки» BMW так же оказалось не просто баварские машины любили за ориентированность на водителя, которой явно не доставало в «Мерседесе», к тому же они были мощнее и быстрее, да еще и дешевле.
Для увеличения популярности своей младшей модели в Daimler-Benz решили создать более мощную модификацию, подкрепив ее имидж успехами в автоспорте. Отягощать автомобиль турбонаддувом в Штутгарте не хотели, поэтому решили пойти другим путем улучшением технологичности 2,3-литровой версии 4-цилиндрового мотора M102, оснастив его новой головкой блока с четырьмя клапанами на цилиндр. Подобные технологии в Штутгарте отложили в долгий ящик еще в начале 60-х, а так как программа развития и перспективных разработок концерна была расписана на годы вперед, то решили обратиться в стороннюю фирму Cosworth. Британцы спроектировали легкосплавную 16-клапанную головку с двумя распредвалами и новый выхлопной коллектор. Оснащенный системой впрыска топлива Bosch и новыми поршнями Mahle двигатель (шатуны при этом оставили стандартными), имевший степень сжатия 10,5:1, раскручивался до 7000 об/мин, поэтому стал самым оборотистым в тогдашней истории дорожных Mercedes-Benz. Мощности в 185 л.с. при 6200 об/мин и максимального крутящего момента в 228 Нм при 4500 об/мин хватало, чтобы разогнать седан массой 1260 кг до 100 км/ч за 7,5 сек. С заявленной максимальной скоростью в 228 км/ч 190E 2.3-16 мог конкурировать не только с BMW, но и покуситься на часть пирога Porsche.
Остальные модернизации инженеры Mercedes-Benz провели собственными силами. Подвеска стала более жесткой, рулевое управление острее, дорожный просвет был занижен, а кузов получил новый аэродинамический обвес, включавший новые бамперы, пороги и небольшое антикрыло на крышке багажника. 190E 2.3-16 оснащался 5-ступенчатой механической трансмиссией Getrag с самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения и АБС. Для гонки на Нюрбургринге подготовили 20 новеньких машин, отличавшихся от обычных лишь наличием каркаса безопасности.
Изначально планировалось пригласить всех живых Чемпионов мира Ф-1, но не все из них смогли выступить в гонке. 72-летний Хуан-Мануэль Фанхио был уже далеко не молод для таких мероприятий, Нельсон Пике и Джеки Стюарт имели контрактные обязательства перед BMW и Ford, соответственно, а Марио Андретти и Эмерсон Фиттипальди были заняты подготовкой к «500 милям Индианаполиса». Для своей замены «Эмо» предложил соотечественника Айртона Сенну да Сильву. Своими успехами в британском чемпионате Формулы-3 Сенна привлек внимание Williams, Brabham и McLaren. Все эти команды пригласили бразильца на тесты по ходу сезона 83, но ни Фрэнк Уильямс, ни Берни Экклстоун, ни Рон Деннис не решились доверить 24-летнему гонщику боевую машину, поэтому карьеру в Ф-1 Сенна начал в середняке Toleman. Несмотря на то, что талант Сенны был очевиден с младших формул, в мае 84 он был всего лишь дебютантом Больших Призов, лучшим результатом которого в четырех гонках было 6-е место в Кьялами.
На счастье, к совету Фиттипальди прислушались и имя Айртона Сенны дополнило стартовый протокол наряду с Чемпионами мира Ники Лаудой, Джеком Брэбэмом, Джеймсом Хантом, Джоном Сертизом, Джоди Шектером, Аланом Джонсом, Дэнни Халмом, Филом Хиллом, Кеке Росбергом; вице-чемпионами Стирлингом Моссом, Аленом Простом, Карлосом Ройтеманном, Джоном Уотсоном; действующими гонщиками Ф-1 Элио де Анджелисом и Жаком Лаффитом; а так же героями немецкого автоспорта Хансом Херманном, Клаусом Людвигом, Удо Шутцем и Манфредом Шурти.
Ален Прост: «Я очень хорошо это помню. Весной 1984 года на открытии нового Нюрбургринга проводилась гонка, в которой пилоты Ф-1 прошлого и настоящего участвовали на одинаковых дорожных Mercedes. Я прибыл в аэропорт Франкфурта из Женевы регулярным рейсом, а Айртон приземлился примерно на полчаса раньше. Герд Кремер из Mercedes позвонил мне и попросил подбросить его до трассы. Всю дорогу мы беседовали, он показался мне очень приятным парнем. А еще он сказал, что я еду очень быстро».
Прост, сражавшийся в том году за титул в Ф-1 со своим напарником по McLaren Ники Лаудой, подтвердил свою скорость в квалификации, выиграв поул-позицию, но Сенна уступил ему совсем немного и завоевал право стартовать со второго места. «После этого приветливый и приятный парень, которого несколько часов назад я подбросил из аэропорта, стал серьезным, сосредоточенным и больше ни словом со мной ни обмолвился, что я нашел забавным», вспоминает Ален.
Гонка проходила на следующий день при заполненных трибунах. К моменту старта асфальт был сырым от прошедшего дождя. Тогда мало кто знал, что в таких условиях Айртону Сенне нет равных. «Однажды в Снеттертоне я смотрел гонку Ф-1600, Денни Рашен, менеджер команды Ф-2000 Van Diemen в 80-х, одним из первых в Европе стал свидетелем дождевого таланта Айртона, Сенна лидировал, но шел всего на несколько ярдов впереди преследователей. Но тут пошел дождь, и на следующем круге он опережал остальных на полкруга. Бог ты мой! сказал я себе и пошел знакомиться с ним».
Ален Прост стартовал немного лучше, но через полкруга Сенна довольно жестко вытолкал его за пределы трассы и устремился за Ройтеманном, которого прошел на втором круге, захватив лидерство. За оставшиеся 10 кругов Сенна не дал ни одного шанса на атаку ни аргентинцу, ни прорвавшемуся с конца стартовой решетки Нике Лауде. На финише Айртон опередил австрийца на 1,5 сек., а финишировавшего третьим Карлоса Ройтеманна на 3,7 сек. «Теперь я точно знаю, что могу бороться с ними на равных», сказал довольный Сенна, едва выбравшись из машины. «Это была ненастоящая гонка, но в тот момент я был очень раздражен после инцидента на первом круге Прост закончил гонку лишь на 15-м месте почти в 40 сек. позади победителя. Я был задет. Это была наша первая встреча, но я уже чувствовал некоторое давление».
Для большинства гонщиков эта гонка действительно была лишь забавой, но этого нельзя сказать про Ники Лауду, который относился серьезно к каждому старту: «Я не участвовал в квалификации, поэтому стартовал с самого конца. Тем не менее, на финише я был вторым вслед за Сенной. Его выступление на Нюрбургринге было выдающимся. Тогда он был никем, но сильно жаждущим успехов и чрезвычайно амбициозным. Для меня он был одной из лучших личностей и лучшим гонщиком, которого я когда-либо встречал. Если говорить о чисто гоночных способностях, то он один из самых лучших в истории». Выступление Сенны впечатлило и другого великого чемпиона Джона Сертиза. Он посоветовал своему бывшему боссу Энцо Феррари поскорее пригласить бразильского гонщика в Scuderia Ferrari, но Коммендаторе сделал ту же ошибку, что и его коллеги годом ранее.
Почувствовав уверенность в своих силах, всего через две недели Айртон Сенна заявил о себе еще громче во время Гран При Монако. На залитой водой трассе бразилец на скромном Toleman-Hart отыгрывал у Проста на лучшей машине чемпионата McLaren-TAG-Porsche по 3-4 сек. с круга и в конце концов обогнал француза, но решение об остановке гонки красными флагами стоило Сенне первой победы в Формуле-1.
В 1984 году Айртон Сенна возвращался на новый Нюрбургринг еще дважды. В июне Рейнхольд Йост пригласил бразильца для участия в гонке «1000 км Нюрбургринга» за рулем Porsche 956 в экипаже со Стефаном Йоханссоном и Анри Пескаролло. Сенна был приятно удивлен уровнем комфорта в спортпрототипе, в котором даже можно было регулировать сиденье, по отношению к болиду Ф-1. «Он интересовался каждым техническим аспектом машины и задавал множество вопросов инженерам, вспоминает Йост, к удивлению которого со слов Сенны было составлено две страницы заметок. Он предложил несколько хороших идей, которые мы использовали».
Экипаж Сенны стартовал с девятого места, но гонка не задалась: ранний прокол, замена сцепления, проблемы с двигателем. В результате единственное выступление Айртона Сенны в гонках на выносливость закончилось восьмым местом в 10 кругах отставания от победившего экипажа Стефана Беллофа и Дерека Белла на заводском 956-м. Люди из Porsche хотели пригласить Сенну в заводскую команду, но того больше не интересовало ничего, кроме Формулы-1.
В октябре Нюрбургринг принял Гран При Европы, но и здесь Сенна в борьбе за победу не участвовал. После 12-го места в квалификации он попал в аварию в первом же повороте, а гонку выиграл Ален Прост. Через год трасса примет Гран При Германии, но уже в 1986 году этот этап снова принимал Хоккенхайм, а в Эйфель Ф-1 вернулась лишь в 1995 году, когда Сенны уже не стало

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке Источник - Небольшая гонка на одинаковых дорожных автомобилях Mercedes-Benz 190E 2.3-16 была приурочена к открытию нового Нюрбургринга, но для

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *