ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО

 

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:
Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали
Иль сами ангелы со небеси сошли,
Ко обитанию меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали,
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса всех нимф равна;
С незлюбием сердец невинность их явна;
Конечно, божество они в себе являют.
Как сад присутствием их ныне украшался
Так будет краситься вся русская страна.
1. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой (1772). Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.
2. Портрет Екатерины Нелидовой (1773). Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шёлка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа», её удачному выступлению в этой роли вместе с Борщовой (Пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова. Поза Нелидовой секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
3. Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской (1773). Девушки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюблённого пастушка и одета в соответствующий костюм в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнёршу жестом опытного волокиты.
4. Портрет Александры Левшиной (1775). Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноимённой трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
5. Портрет Екатерины Молчановой (1776). Молчанова изображена в белом шёлковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвёртого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации). Эти три полотна (Молчанова, Борщова и Алымова), судя по всему, экспонировались в интерьере как триптих.
6. Портрет Глафиры Алымовой (1776). Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шёлка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в причёску. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом страсти Бецкого.
7. Портрет Натальи Борщовой (1776). Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе.
В мае 1764 в Санкт-Петербурге по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек (Смольный институт) первое в России женское воспитательно-образовательное учреждение.
С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

ПРЕКРАСНЫЕ СМОЛЯНКИ ЛЕВИЦКОГО В 1773 году состоялось «важное событие» «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Сумароков писал:Не нимфы ли богинь пред

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *