САРКОФАГ ЦАРЯ АХИРАМА

 

САРКОФАГ ЦАРЯ АХИРАМА В то время, как о самом Ахираме ничего не известно, большой научный интерес представляет финикийская надпись на его гробнице, возможно самая ранняя из написанных буквами.

В то время, как о самом Ахираме ничего не известно, большой научный интерес представляет финикийская надпись на его гробнице, возможно самая ранняя из написанных буквами.
Иногда Ахирама отождествляют с современником библейских Давида и Соломона, царем Тира и Библа Ахирамом Великим, однако без должного обоснования. Время жизни Ахирама, известного по саркофагу, варьируется в широком диапазоне от XIII до VII века до н. э. Не следует путать базальтовый саркофаг с древнефиникийской надписью с туристической достопримечательностью, известковой гробницей Хирама под открытым небом, расположенной посередине пути из Тира в Кану.
В 1923 году французский египтолог Пьер Монте (Pierre Montet) обнаружил каменный саркофаг в одном из склепов Библа, древнего финикийского города. Сейчас он хранится в Национальном музее Бейрута, столице Ливана. На стенках саркофага изображены скорбящие женщины и гости, преподносящие дары царю, восседающему на высоком троне. Но примечателен саркофаг (длиной в 2,3 м) прежде всего надписью, которая опоясывает крышку и выполнена финикийскими буквами. Эта надпись породила споры в научных кругах о зарождении и эволюции фонетического алфавита.
Первооткрыватель саркофага Пьер Монте датировал надпись XIII веком до н. э., и долгое время надпись считалась наиболее ранней надписью, написанной финикийскими буквами, от которых позже произошло большинство современных алфавитов. Датировка основывается на вазе с иероглифическим рисунком фараона Рамзеса II (правил в XIII в. до н. э.). Однако в том же склепе, где находился саркофаг, были обнаружены посуда с Кипра, сделанная в стиле VII в. до н. э., а также вещицы Микенской цивилизации, датируемые 13001200 гг. до н. э.
Исследователи разошлись во мнениях относительно древности саркофага. Одни отстаивают XIII век до н. э., выдвигая аргумент, что утварь VII века до н. э. занесли древние грабители, а другие настаивают, что склеп вскоре после захоронения был разграблен в конце VII века до н. э. солдатами вавилонского царя Навуходоносора II после победы над египтянами в битве при Каркемыше в 605 до н. э. Цари Библа, согласно найденной в склепе вазе, были союзниками египтян и пострадали за это.
Интерес представляет техника захоронения в склепе. В шахту глубиной 11 м засыпали доверху песка, поверх которого поставили саркофаг. Затем песок выгребали, пока саркофаг не опустился на дно в погребальную камеру.
Что касается самой надписи, то различные исследователи относят её к XIX вв. до н. э., опираясь на фонетическую конструкцию, архаичное написание букв и сравнение с известными финикийскими надписями библских царей Абибаала (Abi-baal, X в. до н. э.) и Элибаала (Eli-baal, IX в. до н. э.). Если бы надпись Ахирама была выполнена в XIII веке до н. э., то, приводится аргумент, начертание букв было бы другим. В настоящее время существует консенсус, что надпись на саркофаге сделана около 1000 года до н. э., хотя окончательная точка в споре не поставлена. Финикийские буквы вырезаны поверх более ранней стертой надписи, остатки которой сохранились, что вносит проблему в датировку как надписи, так и времени жизни царя Ахирама.
Надпись гласит:
«Это саркофаг, который создал Иттоба`ал, сын Ахирама царь Губала для отца своего, дабы обрел он вечность в сей обители. И если какой царь среди царей или какой военачальник поднимется войной на Губал и откроет гробницу эту, то сломлен будет скипетр его державы, перевернётся трон царствия его и уйдут письмена о нем в небытие».

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *