БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА.

БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА. - Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, - говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный

— Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, — говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук. — Такие обряды связывались с культами плодовитости — древними представлениями о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатствами и могут влиять на будущий урожай. А еще сулили хорошую погоду, ведь выполнялись, по сути, в начале сельскохозяйственных работ в годовом цикле. Вдобавок такие церемонии словно включали умерших, выбывших из коллектива, в единый социальный организм с живыми. Считалось также, что ушедшие предки помогают держать связь с замогильным миром.
(К Радовнице было принято менять ручники или платки на крестах и приводить в порядок могилы словно по весне подновляли домики для ушедших)
— Как готовились к Радовнице
— Убирали хату, хозяйка готовила блюда для поминания на кладбище — обязательно нечетное количество. Добавляли и что-то освященное — крашеные яйца или сыр. Кстати, и до сегодня живет единственное ограничение на крашение яиц — смерть в этом году кого-то из близких. Утром поминали своих покойников в церкви, после обеда — на кладбище, где накануне наводили порядок. Кресты меняли редко, разве что они совсем трухлели. Тогда старый крест оставляли догнивать прямо на могиле. В саму Радовницу крестьяне ничего не сеяли и не сажали, но могли, к примеру, убрать с поля камни.
— Каким традициям следовали на кладбище
— На кладбище шли все члены семьи, от мала до велика, одевались по-праздничному. Женщины, еще подходя к кладбищу, начинали голосить, продолжали на могиле, припадая к ней лицом. Затем все пришедшие по очереди качали освященное яйцо по могиле со словами «Хрыстос уваскрос!». Начинали с главного для этой семьи захоронения, потом шли к последним пристанищам друзей и соседей. Потом рассаживались вокруг одной из могил, где хозяйка на белой скатерти расставляла принесенные блюда. На трапезу приглашали ушедших: «Святыя радзіцелі, хадзіце да нас хлеба і солі кушаць, старыя і малыя». По кусочку всех блюд откладывали для усопших, а воду или спиртное для них сразу выливали. Во время довольно долгой трапезы вспоминали ушедших, а на свежих могилах голосили. Если рядом проходили знакомые, они задерживались на несколько минут, а затем шли к своим могилам.
Остатки еды оставляли нищим — по поверью, все отданное доходило до того света. В любом случае ничего из принесенных блюд домой не несли, даже крошки высыпали на могилу для птиц со словами: «Няхай і птушкі памянуць нашых дзядоў», «Каб верабейкі прыляталі, шчабяталі, весялілі нашых памёршых радзіцеляў». Кое-где и теперь сыплют просо на каждую посещенную могилу. Эта традиция основана на архаичном восприятии птиц как воплощения душ. Скорлупу от яиц, а порой и целое яйцо закапывали в могильную насыпь. Поминание заканчивали голошением. В конце обряда кто-то из старших членов семьи снова обращался к усопшим: «Мае радзіцелі, выбачайце, не дзівіце, чым хата багата, тым і рада».
Завершалось все вечером в кругу семьи. Могли, к примеру, разделить обязанности на время посевной. Правда, на белорусско-русском пограничье проводили настоящую гулянку с пением песен под гармошку. В общем, все по пословице: «На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а после абеда скачуць».
ТЕПЕРЬ НА РАДОВНИЦУ ГОВОРЯТ: «УСЕ ЖЫВЫЯ»
— Что поменялось в поминальных обрядах
— Сегодня Радовница стала самым массовым поминовением предков в году, когда на малую родину приезжают живущие в городе родственники. Этот день в деревнях нередко называют Пасхой мёртвых, в отличие от других дней поминовения на Радовницу считается, что «усе жывыя». Потому и усопших на кладбище приветствуют словесной формулой «Хрыстос уваскрос!», часто говорят: «Ужо пакойнікі нас ждуць».
Как и прежде, на кладбище перед Радовницей приводят в порядок могилы, меняют рушники, платки, фартушки или ленты на крестах, но теперь могилу, как правило, украшают искусственными цветами. В сам поминальный день посещают кладбище в первой половине дня, хотя прежде это делали в обед — особенно на востоке Беларуси. В деревнях нередко начинают с общего обхода кладбища или общего молебна после службы в церкви, откуда приглашают и священника.
На востоке Беларуси был распространен обычай застилать на Радовницу могилы скатертями для трапезы. Он жив и теперь на Могилевском Поднепровье, причем тут скатерть кладут на могилу обязательно изнанкой вверх. До сих пор тут стараются застелить каждую посещенную могилу. Что со скатертями делали потом Вот что я записала в деревне Нарки Чериковского района: «Скацерці тыя только прынясеш с кладбішча, перасціруеш і кладзеш. Адну кідаеш: як граза — мы яе засцілаем на стол ад гразы». Особой скатертью считали ту, которой застилали могилу отца, деда или кого-то из недавно умерших.
— Сегодня много споров о застольях на Радовницу прямо на могилах…
— В этом обряде произошли, пожалуй, самые большие изменения. К ним отрицательно относятся священники, которые активно стали принимать участие в отбывании Радовницы, а также многие представители старшего поколения, молодежь. Конечно, негатив к народной традиции вызван поведением определенной категории людей, которые превращают поминание в гульбище. Так или иначе, но белорусы все чаще отказываются от трапез на кладбище. А там, где традиция жива, сокращают набор блюд, которые раньше считались обязательными — например, канун или кутья, яичница, блины, радуничный хлеб или пирог. Или заменяют домашние блюда магазинными продуктами. В деревнях нет единства и по поводу того, оставлять ли на кладбище еду и напитки. А кое-где поминают предков не на могиле, а на краю кладбища или неподалеку от него.
Из других обрядов локально сохранились голошения. А в конце поминания все родственники по очереди берутся за крест и прощаются. «Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце», — такую формулу я записала в Шкловском районе на Могилевщине. А вот почти полностью исчезли обычаи играть в битки на кладбище, вечерней гулянки с песнями и танцами, прежде обязательное мытье в бане перед Радовницей.
СПРАВКА:
Радовница отмечается во вторник после Пасхальной (Фоминой, проводной) недели (в 2019-м это 7 мая). В православии в эти семь дней вспоминают появление воскресшего Христа апостолам и прикосновение к его ранам апостолом Фомой, усомнившимся в воскрешении. Поминовение умерших начиная с Фоминого понедельника — это память о сошествии Христа в ад.
КСТАТИ:
В БССР предлагали заменить Радовницу митингами на кладбище
Даже в советское время, когда активно боролись с религией и народными обычаями, традиция поминовения предков весной жила среди белорусов. Правда, сельчане и горожане далеко не всегда могли вырваться на кладбище именно в саму Радовницу — этот день был рабочим. Однако многие стремились побывать на могилах родных вскоре после Пасхи.
В 60-х — 80-х в БССР пытались установить единый день поминовения. Предлагали проводить его конкретно 2 или 8 мая, либо в последнее воскресенье апреля, или в первое воскресенье мая. В эти дни на кладбищах проводили траурные митинги. Но такие акции не собирали много участников и не прижились ни в городе, ни в деревне.
Нерабочим днем в Беларуси Радовница стала только в 1990-х, а вот в странах-соседках этот день рабочий.
****
На кладбище в этот день в память о предках зажигаются свечи. Этот давний обычай происходит от настоящих костров, которые разжигали на Радовницу на курганах и кладбище в честь умерших. Как продолжение данной традиции, в некоторых регионах Беларуси приносили горячее угли из печи в горшке, который оставляли на могиле. В наши дни роль таких ритуальных горшков выполняют фонарики. Эти фонарики являются стилизацией горшка бронзового века, который был найден около д. Ходосовичи Рогачёвского района в кургане Среднеднепровской археологической культуры.
Горшки часто встречаются в захоронениях всех времен, ведь этот предмет в погребальной обрядности выступает как содержимое души умершего.
На символическом уровне горшок представлял собой человека — его голову и чрево. На туловище фонарика находятся изображения знаковДеди Баба», которые символизируют предков, а также являются особым обращением к Дедам, которые нам помогают и охраняют нас. Крышка фонарика имеет стилизованное изображение Солнца (крест в кольце с лучами). Этот знак был обнаружен на донышке дреговичского горшка ХІ-ХІІ вв., который археологи нашли в кургане возле д. Колосье Рогачевского района. Солярные знаки часто встречаются на керамике, включая курганы. Они выполняют защитные функции, символизируют свет, жизненную силу, очищающий огнь, а также являются символами движения и круговорота жизни. Внутри фонарика ставится свеча.
Фонарик предназначен не только для чествования дедов на кладбище. На Радовницу, а также на Деды он может гореть на подоконнике, чтобы обозначать предкам путь. Также он может освещать стол на праздничных ужинах, и не только в дни чествования предков, но и на других семейных торжествах и праздниках.

БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА. - Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, - говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный

БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА. - Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, - говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный

БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА. - Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, - говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный

БЕЛАРУСКАЯ РАДОВНИЦА. - Поминальными обрядами, считали наши предки, можно повлиять на земные и небесные силы, - говорит этнолог Татьяна Кухаронак, кандидат исторических наук, старший научный

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *